19 марта состоялась вторая встреча участников проекта "Больше историй: предложение"

Вторая встреча участников проекта «Больше историй. Продолжение» состоялась 19 марта 2025 года.
Основная цель текущего этапа проекта — сформировать оценочный дизайн, чтобы затем разработать инструментарий для сбора данных и приступить к сбору данных от благополучателей. Участники обсуждали заполнение рабочих тетрадей и свои цели участия в проекте.
Основные методологические моменты
Цель проекта – способствовать развитию практик вовлечения благополучателей в поддержку миссии и деятельности НКО путем проведения оценки проектов с использованием историй благополучателей.
Важна сбалансированность целей: повышение доказательности практик и вовлечение благополучателей (детей, подростков, родителей).
Сторителлинг как метод сбора данных:
- Сторителлинг — это качественный подход к сбору данных, позволяющий глубоко вовлечь благополучателей.
- Важно заранее определить цель использования собранных историй (оценка, фандрайзинг, адвокация), поскольку это влияет на получение информированного согласия от респондентов.
- Сторителлинг — трудоемкий метод, требующий значительных временных ресурсов. Необходимо взвешенно подходить к его использованию, особенно если у организации нет опыта сбора обратной связи.
Соотношение качественных и количественных данных:
- Для повышения доказательности практик желательно иметь не только качественные истории, но и количественные данные об изменениях у благополучателей.
- На этапе разработки оценочного дизайна важно заранее продумать возможность сопоставления качественных данных (историй) с имеющимися количественными данными.
Логические модели:
- Логические модели являются важным инструментом структурирования работы по мониторингу и оценке.
- Участникам рекомендовано использовать уже имеющиеся логические модели или обратиться за помощью к организаторам для их разработки.
Выборка респондентов:
- Минимальная выборка для оценки должна включать не менее 10 детей и 10 взрослых.
- Если планируется сбор данных только от одной группы (например, только от детей), необходимо учитывать возможность сравнения с другими данными для обеспечения доказательности выводов.
Оценочный дизайн:
- Участники должны сформировать оценочный дизайн, который включает ключевые оценочные вопросы и подходы к сбору данных.
- Важно определить время сбора историй (до и после вмешательства или только после), а также возможность использования групп сравнения (хотя на практике это редко используется).
Этические аспекты:
- Подчеркнута важность соблюдения этических норм при сборе историй от детей и взрослых.
- Организаторы предоставят формы информированного согласия для респондентов.
Итоги групповой работы
- Обсуждение индивидуальных проектов, помощь в формулировке оценочных вопросов и выборе инструментов.
После общей части участники разделились на тематические группы («Приемные семьи и кризисные центры», «Семьи с особыми детьми», «Подростки и молодые взрослые»), где обсуждались следующие вопросы:
- Заполнение рабочих тетрадей: участники представили степень выполнения заданий и обсудили возникшие сложности.
- Определение целей сторителлинга: участники обсуждали конкретные вопросы, которые хотят решить с помощью сторителлинга.
- Необходимость разработки или уточнения логических моделей для своих проектов.
- Вопросы формирования выборки респондентов и подходов к сбору данных.
Группа «Приемные семьи и кризисные центры» подробно обсуждала необходимость уточнения целевых групп и вопросов оценки. Группа «Семьи с особыми детьми» акцентировала внимание на использовании опорных материалов для облегчения сбора историй у детей с особыми потребностями. Группа «Подростки и молодые взрослые» обсуждала необходимость поиска новых аспектов информации через истории подростков, которые не выявляются другими методами.
На основе анализа вопросов участников можно выделить четыре ключевых методологических аспекта, волнующих команды в контексте применения сторителлинга для оценки программ:
Валидность и границы данных сторителлинга
Участники озабочены ограничениями метода в установлении причинно-следственных связей и возможностью использования историй для управленческих решений.
- Акцент сделан на необходимости триангуляции с количественными данными для повышения достоверности выводов.
- Подчеркивается роль сторителлинга в выявлении «зон развития» клиентского опыта через прямые предложения благополучателей, но не для масштабирования программ без дополнительных доказательств.
Интеграция с проектным циклом и мониторингом
Вопросы отражают потребность в гармонизации сторителлинга с существующими процессами:
- Как встроить сбор историй в рефлексивные практики (напр., в конце учебного года) без потери данных от выбывших участников.
- Важность синхронизации с системой мониторинга для определения «белых пятен» в знаниях о практике. Без этого промпты/зачины для историй теряют фокус.
Структурирование оценки через логические модели
Необходимость логических моделей (ЛМП) для:
- Четкого определения социальных результатов, подлежащих оценке (включая выбор между полной моделью и узкими целями в рабочей тетради).
- Разделения вклада разных активностей в результаты, особенно если благополучатели не различают проекты.
Этика и дизайн сбора историй
- Сбор longitudinal data (истории на входе/выходе из проекта) — участники сомневаются в целесообразности такого подхода, так как истории лучше подходят для объяснений, а не измерения изменений.
- Дилемма единых vs. адаптированных вопросов для разных групп (дети/родители). Рекомендация — сохранять единые ключевые оценочные вопросы, но варьировать фасилитацию.
Контекст запросов:
Участники видят в сторителлинге инструмент для трёх взаимосвязанных целей:
- Повышение доказательности практик,
- Вовлечение подростков в оценку,
- Разработка «компактных» методик для регулярного использования (напр., через игровые механики).
Критический вывод:
Основная методологическая тревога — баланс между глубиной качественных данных и их операционализацией в условиях ограниченных ресурсов. Команды ищут «золотую середину» между гибкостью сторителлинга и строгостью классической оценки, что требует четких рамок дизайна и реалистичных ожиданий от метода.
Особенности выполнения домашнего задания
Участникам было рекомендовано:
- Прослушать второй вебинар Дарьи Шавровой по сторителлингу.
- Заполнить следующие страницы рабочей тетради с учетом рекомендаций по выборке респондентов и формату сбора историй.
- Ознакомиться с материалами сайта проекта по формированию выборки и форматам сторителлинга (метод самого значимого изменения, фотоголос).
- Определиться с возможностью использования историй не только для оценки, но и для других целей (например, фандрайзинга или адвокации).
Также было предложено использовать индивидуальные консультации организаторов для поддержки в разработке логических моделей и оценочного дизайна.