Как грамотно получить обратную связь от благополучателей
Главная / Новости / 16 сентября прошла фокус-группа с участниками проекта «Вовлекай!»

16 сентября прошла фокус-группа с участниками проекта «Вовлекай!»

21.09.2020
16 сентября прошла фокус-группа с участниками проекта «Вовлекай!»

Целью фокус-группы было выявление наиболее актуальных и востребованных для участников тем, связанных с аспектами вовлечения благополучателей в деятельность организаций, форматов необходимой поддержки, которая способствовала бы практическому внедрению практик вовлечения благополучателей.

Основные вопросы в рамках фокус-группы:

1) Какие форматы вовлечения благополучателей (родителей) Ваша организация планирует развивать в ближайшей перспективе (в том числе по итогам участия в проекте)?

2) Какие Вы видите возможные продукты/услуги/форматы, если рассматривать дальнейшее сотрудничество и поддержку в вопросах вовлечения?

Результаты обсуждения показали, что наиболее востребованными темами для дальнейшей проработки, внедрения организациями на практике являются:

создание и развитие сообщества родителей, управление им;

Многие участники отмечали, что особо остро данный запрос отметился во время пандемии – когда необходимо было вырабатывать новые подходы в коммуникации с родителями. В этой ситуации ощутилась и нехватка компетенций в работе с формированием родительского сообщества, и потребность в новых формах и инструментов вовлечения. Отмечалось также, что методически тема создания родительских сообщества мало проработана – нет прописанных технологий развития родительского сообщества.

— вовлечение родителей в фандрайзинг;

Родители как потенциальные и действующие доноры рассматриваются многими некоммерческими организациями

— сбор систематической, качественной обратной связи о родителей;

Развитие практики обратной связи с родителями на системном уровне, качественный сбор и анализ этой обратной связи, позволяющий принимать актуальные управленческие решения с опорой на мнение благополучателей.

— вовлечение родителей в дизайн услуги;

Данный запрос актуален по мнению участников в том числе и для государственных организаций, поскольку у них есть задача вовлечения родителей с точки зрения определения их потребностей, понимания того, в каких услугах в принципе нуждаются родители и определения актуального формата оказания этих услуг.

— стандарты, принципы, инструментарий для вовлечения родителей;

«Для нас родители — непрямые благополучатели, поскольку программа ориентирована на помощь детям. И, наверное, есть стандарты, принципы и инструменты работы с родительской аудиторией, когда они непрямые благополучатели. Мы хотели бы их увидеть, изучить, поскольку хотелось бы перейти на другой уровень взаимодействия с родительским сообществом».

Представители государственных учреждений отметили, что во многом носителями передовых практик, стандартов являются как раз некоммерческие организации. И для государственных организаций опыт НКО может быть большой опорой, с перспективой закрепления востребованных и эффективных технологий в нормативной базе государственных организаций.

Этические вопросы  вовлечения также связаны с темой принципов, подходов, стандартов, и требуют отдельного внимания и изучения в практическом плане.

— вовлечение в управление организацией, процесс принятия решений.

В частности, участники фокус-группы отметили, что данная тема недоизучена в секторе, мало опыта в этой области. Некоторые представители НКО отметили, что вовлечение родителей в принятие решений по проекту – это практика, которая заложена в отдельных случаях на ценностном уровне. Но при этом всегда возникает потребность в поиске наиболее удачных форм такого вовлечения. Ведь как и любая практика, вовлечение родителей в управление может развиваться, совершенствоваться, и по-разному проявляться в разных программах.

«Интересно познакомиться с организациями, которые уже реализуют такой формат вовлечения, и тут вопрос границ интересен».

Сквозной темой, которая тесно связана с задачей вовлечения родителей, и которая касается любого аспекта вовлечения (фандрайзинг, развитие сообществ, сбор обратной связи и пр.) – это мотивация родителей. И отдельный запрос может быть связан с тем, как оценить мотивацию, какими инструментами и технологиями можно ее поддерживать, чтобы предотвращать выгорание родителей именно от соучастия в деятельности организации или, например, как выстроить систему поощрения и пр.  

Наиболее востребованные продукты/услуги/форматы дальнейшего сотрудничества и поддержки в вопросах вовлечения:

— Участие в дискуссионных, методических мероприятиях, в рамках которых возможен обмен опытом. Важен практический фокус — возможность разбора реальных кейсов.

 — Коучинг, экспертная поддержка – подходящий способ поддержки, как отмечали многие участники. Как в групповом, так и в индивидуальном формате.

Во многом такой формат показал свою востребованность, поскольку многие участники отметили нехватку человеческих, кадровых ресурсов внутри самих организаций. Часто функции, связанные с вовлечением родителей распределены между разными специалистами, сотрудниками, что бывает непродуктивно с той точки зрения, что нет единого понимания, кто в каком аспекте взаимодействует с родителями.

«Понемногу что-то делается в плане вовлечения, но важно длительное сопровождение внешними консультантами, чтобы помочь встраивать эту деятельность внутри организации».

«Эксперт, который поможет дифференцированно выстроить работу, довести до работы родительского клуба».

«Нужно комплексно взглянуть на то, что уже делается в практике вовлечения родителей в организации, поставить цели и задачи для сотрудников. То есть развитие практики вовлечения видится как отдельный пласт, который надо пересмотреть полностью».

— Специализированные тематические группы – как форма работы для организаций, работающий в одной проблематике. В работах таких групп может использоваться формат работы, направленной на поиск, выработку совместных решений.

Кроме того, участники отмечали, что организаций подобных групп в том числе «повторяют логику вовлечения» (цит.) – совместная выработка решений априори ставит участников в активную позицию.

— Развитие компетенций сотрудников, которые занимаются в организациях вопросами вовлечения, создания и развития родительского сообщества (через дополнительное обучение).

Участники также отмечали, что готовы вносить свой вклад в развитие и популяризацию практики вовлечения среди профессионального сообщества и заинтересованных сторон: распространять полученный опыт, наработки, созданные методические материалы.

Проект «Вовлечение благополучателей при оказании социальных услуг: обмен опытом между НКО и госучреждениями» реализуется АНО «Эволюция и Филантропия» при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы   и при стратегической поддержке Фонда Тимченко.