Как собирать обратную связь от благополучателей и вовлечь их в поддержку миссии
Главная / Сторителлинг и оценка / Этапы оценки методом сторителлинга / Инструмент сбора историй /

Инструмент сбора историй

Для сторителлинга используется нарративное (т.е. помогающее создавать истории) интервью. Чем оно отличается от привычного формата глубинного интервью?

Нарративное интервью

Глубинное интервью

Помогает респонденту занять позицию рассказчика: выделить в своем опыте то, о чем он хочет рассказать; выбрать «точку отсчета» для интерпретации

Помогает респонденту описать свой опыт, дать ему оценку или сделать выводы

Опирается на тему истории и далее следует за логикой истории

Опирается на заранее подготовленный список вопросов на определенные темы, удерживает респондента в определенных рамках

Преобладают фасилитирующие вопросы, которые помогают продолжать рассказ, и уточняющие вопросы, которые добавляют туда детали или проясняют ход событий

Преобладают направляющие вопросы, за которыми стоят исследовательские или оценочные конструкты (о взаимодействии с программой, о результатах, об отношении к этим результатам)

Какова структура нарративного интервью?

1 этап

2 этап

Свободный рассказ – сама история

Нарративное расспрашивание, уточняющие вопросы, интерпретации

  • Вопросы, создающие “импульс к рассказу”
  • Какой была ваша жизнь, когда…?
  • Расскажите про то, как развивались события…?
  • Активное слушание (кивание, междометия) и вопросы, поощряющие свободный рассказ:
  • А что было дальше?

Фасилитирующие вопросы для:

  • Уточнения неясных деталей
  • Восстановления “оборванных нитей” повествования или разрывов в хронологии
  • Поиска «отцензурированных» эпизодов (вопросы о проблемном опыте)
  • Формулирования оценок, интерпретаций, смыслов и выводов самими рассказчиком

Цикл «основной вопрос – рассказ; уточняющие вопросы – оценки, интерпретации» может повториться несколько раз

В гайде интервью не должно быть много вопросов, но необходимо ориентироваться в том, когда и как их задавать. Ведь мы не можем предугадать заранее, что мы услышим, и что, соответственно, важно будет спросить.

Можно опираться на типы вопросов, наиболее часто используемых в оценке в формате сторителлинга, чтобы договориться о том, в какой ситуации какой тип вопросов использовать (например, задать вопрос о значении происходящего, если прозвучала уже длинная история, но сам рассказчик говорит только о событиях, не давая им оценки).

Типы вопросов

Примеры вопросов

Вопросы для описания фактовсобытий

Какие события в вашей жизни привели вас в нашу программу?

Вопросы о структуре событий

Как развивались события после того, как вы узнали о болезни вашего ребенка?

Вопросы для сравнения

Как изменились ваши отношения с ребенком до и после произошедшего?

Вопросы о причинах

На ваш взгляд, в чем причина отсутствия прогресса у вашего ребенка?

Вопросы о последствиях

Насколько состояние вашего ребенка повлияло на ваше самочувствие?

Вопросы об изменениях

Какие изменения произошли в жизни Вашего ребенка и в ваших взаимоотношениях за время участия в программе? Какие были положительные результаты, достижения, победы за это время? Как эти результаты влияют на вашу повседневную жизнь?

Вопросы о значении происходящего для рассказчика

Чтобы изменилось для вас если бы вы не получали услуги в нашей организации?

Видеоурок

Сторителлинг для оценки программ по шагам: от этики до инструментария

Спикер: Дарья Шамрова – эксперт в области управления социальной работой, оценки программ, создания среды дружественной детям, исследователь в области социальных изменений. Кандидат наук в социальной работе (PhD), член Межотраслевого профессионального объединения «Оценка программ в сфере детства».

Сделайте сами
Подписка на рассылку
Подписаться

Отправляя заявку, я соглашаюсь на обработку персональных данных, а также соглашаюсь с политикой обработки персональных данных