Инструмент сбора историй
Для сторителлинга используется нарративное (т.е. помогающее создавать истории) интервью. Чем оно отличается от привычного формата глубинного интервью?
Нарративное интервью |
Глубинное интервью |
Помогает респонденту занять позицию рассказчика: выделить в своем опыте то, о чем он хочет рассказать; выбрать «точку отсчета» для интерпретации |
Помогает респонденту описать свой опыт, дать ему оценку или сделать выводы |
Опирается на тему истории и далее следует за логикой истории |
Опирается на заранее подготовленный список вопросов на определенные темы, удерживает респондента в определенных рамках |
Преобладают фасилитирующие вопросы, которые помогают продолжать рассказ, и уточняющие вопросы, которые добавляют туда детали или проясняют ход событий |
Преобладают направляющие вопросы, за которыми стоят исследовательские или оценочные конструкты (о взаимодействии с программой, о результатах, об отношении к этим результатам) |
Какова структура нарративного интервью?
1 этап |
2 этап |
Свободный рассказ – сама история |
Нарративное расспрашивание, уточняющие вопросы, интерпретации |
|
Фасилитирующие вопросы для:
|
Цикл «основной вопрос – рассказ; уточняющие вопросы – оценки, интерпретации» может повториться несколько раз |
В гайде интервью не должно быть много вопросов, но необходимо ориентироваться в том, когда и как их задавать. Ведь мы не можем предугадать заранее, что мы услышим, и что, соответственно, важно будет спросить.
Можно опираться на типы вопросов, наиболее часто используемых в оценке в формате сторителлинга, чтобы договориться о том, в какой ситуации какой тип вопросов использовать (например, задать вопрос о значении происходящего, если прозвучала уже длинная история, но сам рассказчик говорит только о событиях, не давая им оценки).
Типы вопросов |
Примеры вопросов |
Вопросы для описания фактовсобытий |
Какие события в вашей жизни привели вас в нашу программу? |
Вопросы о структуре событий |
Как развивались события после того, как вы узнали о болезни вашего ребенка? |
Вопросы для сравнения |
Как изменились ваши отношения с ребенком до и после произошедшего? |
Вопросы о причинах |
На ваш взгляд, в чем причина отсутствия прогресса у вашего ребенка? |
Вопросы о последствиях |
Насколько состояние вашего ребенка повлияло на ваше самочувствие? |
Вопросы об изменениях |
Какие изменения произошли в жизни Вашего ребенка и в ваших взаимоотношениях за время участия в программе? Какие были положительные результаты, достижения, победы за это время? Как эти результаты влияют на вашу повседневную жизнь? |
Вопросы о значении происходящего для рассказчика |
Чтобы изменилось для вас если бы вы не получали услуги в нашей организации? |
Сторителлинг для оценки программ по шагам: от этики до инструментария
Спикер: Дарья Шамрова – эксперт в области управления социальной работой, оценки программ, создания среды дружественной детям, исследователь в области социальных изменений. Кандидат наук в социальной работе (PhD), член Межотраслевого профессионального объединения «Оценка программ в сфере детства».
Скачайте задание из рабочей тетради
БФ «Арифметика добра»
Какие вопросы вы планируете использовать для фасилитации сторителлинга? Как эти вопросы соотносятся с оценочным(и) вопросом(-ами), который вы разработали?
Оценочные вопросы |
Фасилитирующие вопросы для родителей |
Фасилитирующие вопросы для подростков |
К каким социальным результатам приводит участие в программе по мнению благополучателей? |
Расскажите, пожалуйста, о вашем опыте участия в Программе.
Расскажите о том периоде жизни, когда вы пришли в программу: с какой проблемой вы пришли? Откуда узнали о программе? Как ее выбирали? Как вы приняли решение участвовать в нашей программе? (Зачем вы пришли? Чего ожидали от участия?)
Если бы вы рассказывали о вашем опыте участия в программе другому родителю, который еще находится на этапе принятия решения, что бы вы ему рассказали? О чем важно знать?
Какое самое важное изменение произошло в процессе участия в программе: - у вас лично - у подростка (вашего сына или дочери) - в ваших отношениях с подростком? |
Расскажи, пожалуйста, о своем опыте участия в Клубе. Как давно ты посещаешь мероприятия/занятия? В каких мероприятиях ты участвуешь? С какими чувствами ты приходишь на занятия? (встречи, мероприятия) Расскажи, как ты включился в работу группы, когда пришел к нам в Фонд? В какой момент ты понял, что уже «свой» в группе? Расскажи о самом запоминающемся мероприятии или занятии. Чем оно запомнилось тебе? Что было самым важным для тебя в этом мероприятии? Ты продолжаешь посещать мероприятия программы – по каким причинам? Что тебя привлекает в программе? Что для тебя было за время участия самым полезным в программе? А что было самым бесполезным? Чему ты научился за время участия в программе? Как ты думаешь, что изменилось в тебе за время участия в программе? Какое самое важное изменение произошло в твоей жизни за время участия в программе? Как ты думаешь, какое самое важное изменение произошло в жизни твоих родителей за время участия в программе? Какое самое важное изменение произошло в ваших отношениях с родителями за время участия в программе? |
К каким непредвиденным результатам (положительным и отрицательным) оно приводит? (Сравнение результатов из историй и формулировок фонда из МиО: что «одно и то же своими словами», а что принципиально иное). |
Если бы вы встретили друга, с которым не виделись больше года, что бы вы рассказали ему про ваш опыт участия в программе, начиная со слов «Я и не ожидал(а), что…» Какие Ваши ожидания от программы оправдались? Какие не оправдались? А что было, наоборот, приятной неожиданностью? Можете ли Вы сказать, что получили больше или меньше, чем ожидали? Почему, расскажите подробнее. |
Если бы ты встретил друга, с которым не виделся больше года, что бы ты ему рассказал про твой опыт участия в программе, начиная со слов «Я и не ожидал(а), что…» |
Связывают ли благополучатели достигнутые результаты с влиянием программы? Если да, то каким образом? |
Представьте, что вы сегодня проснулись бы в параллельном мире, где все так же, но нет нашей программы. Что в вашей жизни было бы иначе? Порекомендуете ли вы другим приемным родителям участвовать в программе «Клуб приемных семей»? Чем это будет им полезно? |
Представь, что твои родители не привели бы тебя в наш Фонд. Что в твоей жизни было бы иначе? Порекомендуешь ли ты другим ребятам участвовать в нашей программе? Как ты думаешь, чем это будет им полезно? |
Какие есть рекомендации по развитию? |
Если бы вы руководили программой, что бы вы изменили? Добавили? Убрали? |
Если бы ты руководил программой, что бы ты изменил? Добавил? Убрал? |