Подход к оценке
Подход к оценке (дизайн оценки) – комбинация решений о том, когда собираются истории, сколько раз они собираются и со скольких групп/подгрупп благополучателей.
Момент сбора историй |
Специфика дизайна |
Истории собираются один раз в конце программы или в какой-либо логичной завершающей точке (конец участия для конкретного благополучателя, итоги периода) |
В рамках этого дизайна вы можете спрашивать благополучателей о их ретроспективных изменениях, связанных с программой. Такой тип дизайна наиболее распространен, так как он проще с точки зрения логистики и трудозатрат. На начальном этапе использования сторителлинга в оценке лучше начинать с простых дизайнов. Например: сбор историй по окончанию программы, единоразовый, без историй для сравнения. |
Истории собираются один раз в конце программы и используются для социальной адвокации |
Расширить предыдущий типа дизайна можно, добавив элементы социальной адвокации – борьбы за расширение прав и возможностей благополучателей, например, против их дискриминации. Элемент социальной адвокации требует дополнительного планирования и интеграции в процесс оценки. Важно заранее продумать, как истории будут использоваться после их сбора.
|
Истории собираются до и после программы или Истории собираются с двух групп (участвовавшей и не участвовавшей в программе) |
Более сложные дизайны. Здесь важно понимать, что сравнение историй существенно отличается от сравнения массивов количественных данных.
|
Истории можно собирать и анализировать индивидуально и в группах. Каждый из форматов накладывает отпечаток на содержание историй и на результат оценки.
Индивидуальные истории |
Коллективные истории |
Истории анализируются на предмет схожести и различий |
Все истории агрегируют в один коллективный нарратив |
Взаимосвязи между историями определяют оценщики |
Взаимосвязи между историями определяют сами рассказчики |
Применяются в целях сборов историй успеха или неудач, описания социальных результатов и эффектов |
Применяется в целях социальной адвокации в дополнении к другим задачам |
Отвечая на вопрос, чьи и какие истории нам нужны, надо подумать о триангуляции – соотнесении данных, полученных от разных источников или разными методами.
Тип триангуляции |
Суть |
Между группами рассказчиков |
Истории детей – родителей – специалистов |
Между методами сбора данных |
Количественные и качественные данные |
Между оценщиками |
Два оценщика кодируют данные независимо друг от друга
|
Между полученными результатами и доказанными теориями/эмпирическими исследованиями
|
Требует небольшого кабинетного исследования для обзора эмпирических данных |
Сторителлинг для оценки программ по шагам: от этики до инструментария
Спикер: Дарья Шамрова – эксперт в области управления социальной работой, оценки программ, создания среды дружественной детям, исследователь в области социальных изменений. Кандидат наук в социальной работе (PhD), член Межотраслевого профессионального объединения «Оценка программ в сфере детства».