Этические аспекты сбора историй от благополучателей
К оценке методом сторителлинга предъявляются все те же этические стандарты, что и к любой оценке с участием детей. Однако в случае сторителлинга требуется особое внимание: в историях звучат много личных или эмоционально-насыщенных подробностей, что само по себе может ставить рассказчика в уязвимую позицию.
Этичная оценка с участием детей базируется на 3 основных принципах: участие детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы (Participation), защита детей (Protection), обеспечение потребностей (Provision). В каждой ситуации взаимодействия с ребенком необходимо реализовать все эти принципы. Практическим ориентиром для этого служит «Этический кодекс в области оценки социальных программ, проектов и услуг в сфере детства»:
- Ненанесение вреда – анализ меры «неизбежного вреда»
- Конфиденциальность и ответственное обращение с информацией о ребенка
- Добровольность участия в исследовании
- Ориентация на субъект-субъектное взаимодействие
- Безоценочная позиция взрослого в ситуации взаимодействия с ребенком
Как на практике сделать, чтобы ваш проект соответствовал этическим стандартам участия детей и взрослых в оценке программ?
- Разработайте и всегда используйте письменное информированное согласие на сбор, обработку, хранение и использование историй благополучателей.
- Информированное согласие на участие в оценке должно включать цель, процедуры, риски и выгоды, информацию о границах конфиденциальности и возможной компенсации, информация для связи.
- Если вы планируете представлять истории во внешнем сообществе, то об этом нужно проинформировать рассказчиков и подробно обсудить условия.
- Старайтесь не использовать настоящие имена и фамилии рассказчиков историй, лучше дать им возможность придумать псевдоним и использовать его.
- Объясните благополучателям, что если они будут рассказывать о негативном опыте взаимодействия с программой или организацией, то это никак не повлияет на отношение к ни специалистов и на последующую возможность участвовать в программах организации. Самый убедительный вариант: привести реальные примеры, когда бы были благодарны за критику, потому что она помогла улучшить работу.
- Объясните рассказчику, что на любом этапе сбора историй рассказчик может отказаться от продолжения участия: не только перестать рассказывать, но и попросить удалить запись или транскрипт его истории.
- Продумайте, как вы будете компенсировать участникам затраты времени. Благополучатели ничего не должны организации, участие в оценке – это дополнительное усилие для них. Подумайте, какие символические подарки будут уместны и помогут выразить уважение этих усилий. С другой стороны, если ваши благополучатели регулярно участвуют в делах организации и видят отдачу в своем влиянии, материальные стимулы будут неуместны.
- Заранее продумайте, как вы будете реагировать на ситуации непреднамеренных этических нарушений.
- Сборщики историй (интервьюеры и транскрибаторы) могут испытывать «синдром притупленного сострадания», когда им приходятся слушать истории о травмирующих событиях в жизни благополучателей. Для сборщиков историй быть организована группа поддержки, результаты которой тоже могут быть полезны при оценке.
Этические вопросы оценки в сфере детства. Юридические вопросы работы с персональными данными и историями
Спикер: Татьяна Подушкина, руководитель Центра доказательного социального проектирования МГППУ
Заключительный вебинар серии «Сторителлинг для оценки программ»: Этический кодекс в области оценки социальных программ, проектов и услуг в сфере детства – презентация и видео
«Этический кодекс в области оценки социальных программ, проектов и услуг в сфере детства»
Работа с этическими рисками в проекте по сбору историй у подростков и молодых взрослых с низкими стартовыми возможностями в БФ "Все получится!" – презентация и видео
ЭТИЧЕСКИЕ СЦЕНАРИИ |
ЧТО ВЫ ПРЕДПРИМИТЕ, ЧТОБЫ ИХ ПРЕДОТВРАТИТЬ? |
---|---|
Потенциально негативное влияние сторителлинга на психологическое состояние рассказчика |
Предварительная подготовка благополучателей, информирование о цели проекта Сбором историй занимаются психологи, с опытом работы с замещающими семьями, хорошо знающие особенности и уязвимые места в историях конкретных подопечных семей Предварительная подготовка психологов-кураторов семей, которые будут проводить сбор историй (вебинар) |
Взрослые рассказчики не понимают процесса сторителлинга и своей роли в нем |
Предварительная подготовка благополучателей, устное информирование о цели проекта, ответы на вопросы, подготовка для родителей письменных инструкций о проекте |
Дети и подростки не понимают процесса сторителлинга и своей роли в нем |
Предварительная подготовка детей, детальное и понятное информирование о цели проекта, ответы на вопросы, обсуждение хода проекта в процессе его реализации, подготовка для детей письменных инструкций о проекте |
Истории и другие материалы с идентифицируемыми данными стали доступны людям вне исполнителей проекта по сторителлингу |
Соблюдение безопасности хранения данных (во внутреннем облачном хранилище Фонда будут размещены только “закодированные”, неидентифицируемые данные рассказчиков) Идентифицируемые данные будут храниться в отдельной папке во внутреннем облачном хранилище Фонда с ограниченным доступом для ответственных участников проекта Соблюдение конфиденциальности участниками проекта. |
Рассказчики не знали, что их истории будут представляться публично, и хотят, чтобы их истории остались только для внутреннего использования в организации |
Устное и письменное согласие от участников проекта с выделением пунктов о публикации материалов |
По ошибке записи и транскрипты с историями в электронном виде оказались доступны всем в организации |
Транскрипты историй закодированы Истории с неидентифицируемыми данными рассказчиков и так будут опубликованы |
Распечатанные транскрипты с историями с идентифицируемой информацией пропали с вашего стола |
Работа в Фонде удаленная, этот вариант развития событий исключен |
В связи с нехваткой времени и ресурсов вы сами провели анализ и интерпретировали данные, отчет оказался в публичном пространстве, и рассказчики были озадачены результатами, так как это совсем не то, что они имели ввиду |
Результаты исследования мы предварительно покажем его участникам (родителям и детям), соберем у них устную обратную связь |
Рассказчики историй были приглашены на публичное мероприятие и их попросили представиться и рассказать свою историю еще раз |
Наш проект этого не предполагает |
Журналисты вышли на семьи проекта, хотят взять интервью у взрослых или детей |
Дополнительное взаимодействие взрослых незнакомых людей с детьми в рамках проекта (дополнительные вопросы, интервью, фотосъемка и т.п.) возможно только при согласии родителей, детей и после совместного обсуждения с психологом проекта. Узнать, какие именно семьи участвуют в проекте, посторонним лицам невозможно |
Риск ретравматизации приемного ребенка |
В сборе историй участвуют психологи (кураторы семей), знакомые с семьей и историей жизни ребенка, плотно взаимодействующие с ней сейчас или находившиеся в тесном контакте в прошлом (если семья «в архиве»). Психолог сможет сделать аккуратный заход в прошлое, если ребенок сам туда «поведет» и сможет выдать одну из оговоренных на общей встрече реакций. Например, обозначит важность услышанного и необходимость привлечь психолога к последующей проработке травмы. |