Как собирать обратную связь от благополучателей и вовлечь их в поддержку миссии
Главная / Сторителлинг и оценка / Рекомендации по организации оценки методом сторителлинга / Этические аспекты сбора историй от благополучателей /

Этические аспекты сбора историй от благополучателей

К оценке методом сторителлинга предъявляются все те же этические стандарты, что и к любой оценке с участием детей. Однако в случае сторителлинга требуется особое внимание: в историях звучат много личных или эмоционально-насыщенных подробностей, что само по себе может ставить рассказчика в уязвимую позицию.

Этичная оценка с участием детей базируется на 3 основных принципах: участие детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы (Participation), защита детей (Protection), обеспечение потребностей (Provision). В каждой ситуации взаимодействия с ребенком необходимо реализовать все эти принципы. Практическим ориентиром для этого служит «Этический кодекс в области оценки социальных программ, проектов и услуг в сфере детства»:

  1. Ненанесение вреда – анализ меры «неизбежного вреда»
  2. Конфиденциальность и ответственное обращение с информацией о ребенка
  3. Добровольность участия в исследовании
  4. Ориентация на субъект-субъектное взаимодействие
  5. Безоценочная позиция взрослого в ситуации взаимодействия с ребенком

Как на практике сделать, чтобы ваш проект соответствовал этическим стандартам участия детей и взрослых в оценке программ?

  • Разработайте и всегда используйте письменное информированное согласие на сбор, обработку, хранение и использование историй благополучателей.
  • Информированное согласие на участие в оценке должно включать цель, процедуры, риски и выгоды, информацию о границах конфиденциальности и возможной компенсации, информация для связи.
  • Если вы планируете представлять истории во внешнем сообществе, то об этом нужно проинформировать рассказчиков и подробно обсудить условия.
  • Старайтесь не использовать настоящие имена и фамилии рассказчиков историй, лучше дать им возможность придумать псевдоним и использовать его.
  • Объясните благополучателям, что если они будут рассказывать о негативном опыте взаимодействия с программой или организацией, то это никак не повлияет на отношение к ни специалистов и на последующую возможность участвовать в программах организации. Самый убедительный вариант: привести реальные примеры, когда бы были благодарны за критику, потому что она помогла улучшить работу.
  • Объясните рассказчику, что на любом этапе сбора историй рассказчик может отказаться от продолжения участия: не только перестать рассказывать, но и попросить удалить запись или транскрипт его истории.
  • Продумайте, как вы будете компенсировать участникам затраты времени. Благополучатели ничего не должны организации, участие в оценке – это дополнительное усилие для них. Подумайте, какие символические подарки будут уместны и помогут выразить уважение этих усилий. С другой стороны, если ваши благополучатели регулярно участвуют в делах организации и видят отдачу в своем влиянии, материальные стимулы будут неуместны.
  • Заранее продумайте, как вы будете реагировать на ситуации непреднамеренных этических нарушений.
  • Сборщики историй (интервьюеры и транскрибаторы) могут испытывать «синдром притупленного сострадания», когда им приходятся слушать истории о травмирующих событиях в жизни благополучателей. Для сборщиков историй быть организована группа поддержки, результаты которой тоже могут быть полезны при оценке.
Видеоурок

Этические вопросы оценки в сфере детства. Юридические вопросы работы с персональными данными и историями

Спикер: Татьяна Подушкина, руководитель Центра доказательного социального проектирования МГППУ

Дополнительные материалы
Кейсы
Как это сделали коллеги
Подписка на рассылку
Подписаться

Отправляя заявку, я соглашаюсь на обработку персональных данных, а также соглашаюсь с политикой обработки персональных данных