Сбор историй
Как подготовить благополучателей к сбору историй?
Нет какой-то уникальной формулы для подбора методов по сбору историй к определенной группе благополучателей. Здесь важно обратиться к вашей собственной экспертизе в работе с данной группой для определения целесообразности и специфики сторителлинга.
Помните, что рассказывание историй – это навык, как и многие другие, поэтому мы можем помочь благополучателям развить способности к рассказыванию полноценных историй через следующие приемы:
- Делитесь вопросами для интервью заранее
- Предложите им рабочие тетради для подготовки к интервью
- Показывать примеры похожих проектов
- Презентуйте проект по сторителлингу до его начала
- Пре-сторителлинг: познакомьтесь с рассказчиком, поговорите с ними до того, как вы начинаете записывать их рассказ.
- Помогайте рассказчикам развивать навыки публичного выступления
Как подготовить команду к сбору историй?
- Заранее распределите роли. Кто будет проводить интервью, кто будет помогать (если это необходимо), кто будет отвечать за технические вопросы записи?
- Подумайте о том, каковы требования к интервьюерам. Должны ли это быть незнакомые благополучателям люди, которым они свободно расскажут про негативные стороны работы, или, наоборот, хорошо знакомые люди, которым не надо тратить много времени на установление контакта? У каждого варианта есть свои плюсы и минусы.[A1]
- Выберите формат сторителлинга: очный или онлайн. Формат может отличаться для разных подгрупп, например, очно – для подростков, онлайн – для их родителей. Если вы даете респондентам возможность выбрать удобный для них формат, это надо фиксировать в описании выборки.
- Продумайте этические вопросы и вопросы безопасности персональных данных. Подробнее – в главах «3.1. Этические аспекты сбора историй от благополучателей» и «3.2 Сбор и хранение историй благополучателей с правовой точки зрения»
- Выберите подходящий формат записи историй:
- Аудиозапись: достаточна для качественного транскрипта
- Видеозапись: транскрипт такого же качества, как и в аудиозаписи; повышает строгость требований к этике и конфиденциальности, не для всех респондентов комфортен, но оправдан в случае использования видеоисторий для адвокации или иных дополнительных целей
- Заметки от руки: подходят для «чувствительных» тем с высоким порогом конфиденциальности, требует участия еще одного человека, помимо интервьюера, с навыками стенографии или скорописи
Что делать, если трудности возникают в процессе рассказывания историй?
Типичная трудность |
Варианты действий |
Не включается в беседу
|
|
Говорит не то, что ожидали услышать
|
|
Отвечает односложно
|
|
Не понимает вопрос
|
|
Не рассказывает ничего нового
|
|
Тренинг по сбору историй от подростков (теоретическая часть)
Спикер: Сергей Ткач, ведущий социолог Центра прикладной социологии СПБГУ, исследователь в сфере организации и реализации программ профилактики девиантного поведения молодежи
Тренинг по сбору историй от родителей (теоретическая часть)
Спикер: Екатерина Богомолова, магистр социологии (НИУ ВШЭ), специалист по качественным и количественным методам проведения социологических исследований
Тренинг по сбору историй от детей с ОВЗ (теоретическая часть)
Спикер: Заводилкина Ольга, президент Ассоциации специалистов по оценке программ и политик, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания»