Как собирать обратную связь от благополучателей и вовлечь их в поддержку миссии
Главная / Сторителлинг и оценка / Этапы оценки методом сторителлинга / Сбор историй /

Сбор историй

Как подготовить благополучателей к сбору историй?

Нет какой-то уникальной формулы для подбора методов по сбору историй к определенной группе благополучателей. Здесь важно обратиться к вашей собственной экспертизе в работе с данной группой для определения целесообразности и специфики сторителлинга.

Помните, что рассказывание историй – это навык, как и многие другие, поэтому мы можем помочь благополучателям развить способности к рассказыванию полноценных историй через следующие приемы:

  • Делитесь вопросами для интервью заранее
  • Предложите им рабочие тетради для подготовки к интервью
  • Показывать примеры похожих проектов
  • Презентуйте проект по сторителлингу до его начала
  • Пре-сторителлинг: познакомьтесь с рассказчиком, поговорите с ними до того, как вы начинаете записывать их рассказ.
  • Помогайте рассказчикам развивать навыки публичного выступления

Как подготовить команду к сбору историй?

  • Заранее распределите роли. Кто будет проводить интервью, кто будет помогать (если это необходимо), кто будет отвечать за технические вопросы записи?
  • Подумайте о том, каковы требования к интервьюерам. Должны ли это быть незнакомые благополучателям люди, которым они свободно расскажут про негативные стороны работы, или, наоборот, хорошо знакомые люди, которым не надо тратить много времени на установление контакта? У каждого варианта есть свои плюсы и минусы.[A1] 
  • Выберите формат сторителлинга: очный или онлайн. Формат может отличаться для разных подгрупп, например, очно – для подростков, онлайн – для их родителей. Если вы даете респондентам возможность выбрать удобный для них формат, это надо фиксировать в описании выборки.
  • Продумайте этические вопросы и вопросы безопасности персональных данных. Подробнее – в главах «3.1. Этические аспекты сбора историй от благополучателей» и «3.2 Сбор и хранение историй благополучателей с правовой точки зрения»
  • Выберите подходящий формат записи историй:
  • Аудиозапись: достаточна для качественного транскрипта
  • Видеозапись: транскрипт такого же качества, как и в аудиозаписи; повышает строгость требований к этике и конфиденциальности, не для всех респондентов комфортен, но оправдан в случае использования видеоисторий для адвокации или иных дополнительных целей
  • Заметки от руки: подходят для «чувствительных» тем с высоким порогом конфиденциальности, требует участия еще одного человека, помимо интервьюера, с навыками стенографии или скорописи

Что делать, если трудности возникают в процессе рассказывания историй?

Типичная трудность

Варианты действий

Не включается в беседу

 

  • Накопить согласия (задать закрытые вопросы, на которые с высокой вероятностью ответит «да»)
  • Использовать парафраз (пересказ своими словами, то что сказал)

Говорит не то, что ожидали услышать

 

  • Выслушать, не перебивать, принять, поддержать
  • Переформулировать первоначальный вопрос, задать дополнительные вопросы

Отвечает односложно

 

  • Задать дополнительные открытые вопросы
  • Использовать парафраз (пересказ своими словами, то что ответил), можно сразу объединить ответы на несколько вопросов
  • Демонстрировать включенность и заинтересованность

Не понимает вопрос

 

  • Переформулировать вопрос словами, которые понятны ребенку/молодому человеку
  • Задавать один и тот же вопрос в разных формулировках
  • Найти аналогии, примеры, которые помогут ребенку/молодому взрослому понять, о чем мы его спрашиваем
  • Задать другой вопрос, а к этому вернуться позже
  • Использовать визуальные подсказки
  • Избегать сложных конструкций
  • Один вопрос за один раз

Не рассказывает ничего нового

 

  • Допустить, что вы ничего не знаете о ребенке/молодом взрослом
  • Ваше знание не является историей ребенка/молодого взрослого
  • Задавать открытые вопросы
  • Не задавать напрямую оценочных вопросов
Видеоурок

 

Тренинг по сбору историй от подростков (теоретическая часть)

Спикер: Сергей Ткач, ведущий социолог Центра прикладной социологии СПБГУ, исследователь в сфере организации и реализации программ профилактики девиантного поведения молодежи

 

Тренинг по сбору историй от родителей (теоретическая часть)

Спикер: Екатерина Богомолова, магистр социологии (НИУ ВШЭ), специалист по качественным и количественным методам проведения социологических исследований

Тренинг по сбору историй от детей с ОВЗ (теоретическая часть)

Спикер: Заводилкина Ольга, президент Ассоциации специалистов по оценке программ и политик, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания»

Дополнительные материалы

Артем Мушин-Македонский Как выслушать историю

Подписка на рассылку
Подписаться

Отправляя заявку, я соглашаюсь на обработку персональных данных, а также соглашаюсь с политикой обработки персональных данных