Как собирать обратную связь от благополучателей и вовлечь их в поддержку миссии
Главная / Сторителлинг и оценка / Этапы оценки методом сторителлинга / Формат сбора историй /

Формат сбора историй

Какие есть форматы сбора историй, кроме простого устного рассказа?

Индивидуальные форматы

Групповые форматы

  • Устные истории
  • Календарь жизненных историй
  • Дневники
  • «Самое значимое изменение»
  •  «Круги историй» (1–2 вопроса после сессии, мероприятия, каждые 3–6 месяцев, в малых группах)
  • Театральные постановки

Могут использоваться индивидуально или в группе:

  • Фотоголос / Видеоголос
  • Цифровые истории

В рамках этого руководства мы обсудим три техники: «Самое значимое изменение», «Фотоголос» и «Календарь жизненных историй».

Самое значимое изменение

Техника Самого Значимого Изменения (The Most Significant Change) основана на сборе историй изменений, случившихся в результате программы, с фокусом на самые значимые эпизоды. Аналитическая часть этой техники помогает разобраться в сходствах и различиях историй, рассказанных различными группами благополучателей, не теряя при этом ценности индивидуальной истории.

Применение:

  • Составление Теории программы/Логической модели – позволяет предположить, почему и как происходит изменение
  • Сбор данных об экстремальных кейсах успеха
  • От обратного: сбор данных о ситуациях, где изменения ожидались, но не случились; о нежелательных эффектах

6 шагов по реализации техники Самого значимого изменения:

  1. Соберите команду из различных групп стейкхолдеров и обсудите цели проведения оценки с применением этой техники.
  2. Определите домены изменений. Например, такими доменами могут быть изменения в качестве жизни, в уровне участия благополучателей в программе, изменения в устойчивости результатов.
  3. Сбор историй наиболее значимыми изменениями. Важно выбрать ключевой вопрос, который будет задан благополучателям, например: «В течение последнего месяца, каким было самое значительное изменение в вашем подходе к экологичности ведения домашнего хозяйства?»
  4. Выбор историй: Программные менеджеры и/или благополучатели выбирают истории с наиболее важными на их взгляд изменениями.
  5. Анализ историй: В анализе участвует вся команда, собранная на первом этапе. Сначала анализируются, насколько эти истории совпадают с заявленным доменом изменений, затем участники команды голосуют, выбирая наиболее сильные по масштабу изменений истории.
  6. Затем все отобранные истории представляются участникам для обратной связи.

Фотоголос

Истории могут быть рассказаны не только в словах, но и в фотографиях. Детям, родителям и/или программным сотрудникам выдаются фотоаппараты, которые они используют для ответа на вопросы оценки. Затем эти фотографии могут быть преобразованы в фотовыставки, постеры, слайд-шоу. Учитывая сложность методологии, она зачастую требует тренинга для фасилитаторов.

Фотоголос может упрощен и использован как индивидуальные интервью с опорой на фотографии. В такой методологии рассказчик отвечает на вопросы оценщика с помощью фотографий, но эти историй не обсуждаются в группах и не презентуются во вне.

Применение:

  • Оценка потребностей
  • Получение обратной связи о программе
  • Инструмент профессионального диалога о проблематике и социальной адвокации и законотворчества
  • Дополнительно: развитие у детей и подростков творческих навыков и навыков групповой работы

13 шагов по реализации техники Фотоголос:

  1. Определить 3-6 фасилитирующих вопросов, связанных с оценочным вопросом
  2. Провести тренинг с участниками о процессе фотоголоса и использовании символизма в презентации фото историй
  3. Участникам задается первый вопрос и дается несколько дней для ответа на него с помощью фотографий
  4. Участники готовятся к групповой сессии заполняя рабочую тетрадь с вопросами для развития истории
  5. Презентация фотографий и историй в групповом формате
  6. Голосование за 3–4 наиболее важных и разделяемых историй
  7. Глубинное групповое обсуждение выбранных историй
  8. Повторение группового обсуждения для каждого фасилитируещего вопроса
  9. Транскрибация интервью
  10. Участники утверждают транскрипты
  11. Анализ историй с участием рассказчиков
  12. Организация выставки для стейкхолдеров и тех, кто принимает решения
  13. Оценщики пишут отдельный отчет

Календарь жизненных историй

Календарь жизненных событий – визуальная опора для рассказывания историй в хронологическом порядке. Эпизоды истории визуализируются либо в табличном, либо в креативном виде за определенный период времени. За счет «конденсации» историй в ходе заполнения календаря, можно переводить качественные данные в количественные. Календарь жизненных историй как методология был валидирован как инструмент в сразу нескольких социальных сферах от домашнего насилия до работы с несовершеннолетними в конфликте с законом.

Применение:

Ретроспективная оценка жизненных событий / изменений в ходе программы на длительных отрезках времени

Ниже представлен гипотетический пример календаря разработанные со школьником. В этом календаре отражены домены (вопросы) историй на протяжении четырех лет с 2020 до 2023 в динамике. Календарь заполняется самим ребенком или под минимальным руководством взрослого. В данном примере мы можем увидеть тренды во взаимосвязи между субъективным благополучием, посещением дополнительных занятий, успеваемости в школе, и отношениях с родителями.

Визуализация качественных данных в календаре жизненных событий

Вопросы

2020

2021

2022

2023

Субъективное благополучие?

Не очень

Нормально

Хорошо

Отлично

Какие занятия посещала?

Логопеда

+психолога

+ художественные

+ спортивные

Успехи в школе?

В основном тройки, не нравится ходить в школу

Больше 4-ок, появился любимый предмет

Все четверки, занималась в кружке рисования

Появились пятерки, помогала однокласснице

Отношения с родителями?

Ругались, не могли найти компромиссов

Стали нормально со мной разговаривать

Проводим время вместе

Поддерживают меня в сложной ситуации

Планы на будущее?

Просто хотела дома сидеть

Скорее всего, найду простую работу по душе после школы

Хочу пойти учиться в колледж, но пока не знаю, на кого

Подала документы в колледж на медсестру

Видеоурок

Сторителлинг для оценки программ по шагам: от этики до инструментария

Спикер: Дарья Шамрова – эксперт в области управления социальной работой, оценки программ, создания среды дружественной детям, исследователь в области социальных изменений. Кандидат наук в социальной работе (PhD), член Межотраслевого профессионального объединения «Оценка программ в сфере детства».

Как это сделали коллеги
Подписка на рассылку
Подписаться

Отправляя заявку, я соглашаюсь на обработку персональных данных, а также соглашаюсь с политикой обработки персональных данных