Формат сбора историй
Какие есть форматы сбора историй, кроме простого устного рассказа?
Индивидуальные форматы |
Групповые форматы |
|
|
Могут использоваться индивидуально или в группе:
|
В рамках этого руководства мы обсудим три техники: «Самое значимое изменение», «Фотоголос» и «Календарь жизненных историй».
Самое значимое изменение
Техника Самого Значимого Изменения (The Most Significant Change) основана на сборе историй изменений, случившихся в результате программы, с фокусом на самые значимые эпизоды. Аналитическая часть этой техники помогает разобраться в сходствах и различиях историй, рассказанных различными группами благополучателей, не теряя при этом ценности индивидуальной истории.
Применение:
- Составление Теории программы/Логической модели – позволяет предположить, почему и как происходит изменение
- Сбор данных об экстремальных кейсах успеха
- От обратного: сбор данных о ситуациях, где изменения ожидались, но не случились; о нежелательных эффектах
6 шагов по реализации техники Самого значимого изменения:
- Соберите команду из различных групп стейкхолдеров и обсудите цели проведения оценки с применением этой техники.
- Определите домены изменений. Например, такими доменами могут быть изменения в качестве жизни, в уровне участия благополучателей в программе, изменения в устойчивости результатов.
- Сбор историй наиболее значимыми изменениями. Важно выбрать ключевой вопрос, который будет задан благополучателям, например: «В течение последнего месяца, каким было самое значительное изменение в вашем подходе к экологичности ведения домашнего хозяйства?»
- Выбор историй: Программные менеджеры и/или благополучатели выбирают истории с наиболее важными на их взгляд изменениями.
- Анализ историй: В анализе участвует вся команда, собранная на первом этапе. Сначала анализируются, насколько эти истории совпадают с заявленным доменом изменений, затем участники команды голосуют, выбирая наиболее сильные по масштабу изменений истории.
- Затем все отобранные истории представляются участникам для обратной связи.
Фотоголос
Истории могут быть рассказаны не только в словах, но и в фотографиях. Детям, родителям и/или программным сотрудникам выдаются фотоаппараты, которые они используют для ответа на вопросы оценки. Затем эти фотографии могут быть преобразованы в фотовыставки, постеры, слайд-шоу. Учитывая сложность методологии, она зачастую требует тренинга для фасилитаторов.
Фотоголос может упрощен и использован как индивидуальные интервью с опорой на фотографии. В такой методологии рассказчик отвечает на вопросы оценщика с помощью фотографий, но эти историй не обсуждаются в группах и не презентуются во вне.
Применение:
- Оценка потребностей
- Получение обратной связи о программе
- Инструмент профессионального диалога о проблематике и социальной адвокации и законотворчества
- Дополнительно: развитие у детей и подростков творческих навыков и навыков групповой работы
13 шагов по реализации техники Фотоголос:
- Определить 3-6 фасилитирующих вопросов, связанных с оценочным вопросом
- Провести тренинг с участниками о процессе фотоголоса и использовании символизма в презентации фото историй
- Участникам задается первый вопрос и дается несколько дней для ответа на него с помощью фотографий
- Участники готовятся к групповой сессии заполняя рабочую тетрадь с вопросами для развития истории
- Презентация фотографий и историй в групповом формате
- Голосование за 3–4 наиболее важных и разделяемых историй
- Глубинное групповое обсуждение выбранных историй
- Повторение группового обсуждения для каждого фасилитируещего вопроса
- Транскрибация интервью
- Участники утверждают транскрипты
- Анализ историй с участием рассказчиков
- Организация выставки для стейкхолдеров и тех, кто принимает решения
- Оценщики пишут отдельный отчет
Календарь жизненных историй
Календарь жизненных событий – визуальная опора для рассказывания историй в хронологическом порядке. Эпизоды истории визуализируются либо в табличном, либо в креативном виде за определенный период времени. За счет «конденсации» историй в ходе заполнения календаря, можно переводить качественные данные в количественные. Календарь жизненных историй как методология был валидирован как инструмент в сразу нескольких социальных сферах от домашнего насилия до работы с несовершеннолетними в конфликте с законом.
Применение:
Ретроспективная оценка жизненных событий / изменений в ходе программы на длительных отрезках времени
Ниже представлен гипотетический пример календаря разработанные со школьником. В этом календаре отражены домены (вопросы) историй на протяжении четырех лет с 2020 до 2023 в динамике. Календарь заполняется самим ребенком или под минимальным руководством взрослого. В данном примере мы можем увидеть тренды во взаимосвязи между субъективным благополучием, посещением дополнительных занятий, успеваемости в школе, и отношениях с родителями.
Визуализация качественных данных в календаре жизненных событий
Вопросы |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
Субъективное благополучие? |
Не очень |
Нормально |
Хорошо |
Отлично |
Какие занятия посещала? |
Логопеда |
+психолога |
+ художественные |
+ спортивные |
Успехи в школе? |
В основном тройки, не нравится ходить в школу |
Больше 4-ок, появился любимый предмет |
Все четверки, занималась в кружке рисования |
Появились пятерки, помогала однокласснице |
Отношения с родителями? |
Ругались, не могли найти компромиссов |
Стали нормально со мной разговаривать |
Проводим время вместе |
Поддерживают меня в сложной ситуации |
Планы на будущее? |
Просто хотела дома сидеть |
Скорее всего, найду простую работу по душе после школы |
Хочу пойти учиться в колледж, но пока не знаю, на кого |
Подала документы в колледж на медсестру |
Сторителлинг для оценки программ по шагам: от этики до инструментария
Спикер: Дарья Шамрова – эксперт в области управления социальной работой, оценки программ, создания среды дружественной детям, исследователь в области социальных изменений. Кандидат наук в социальной работе (PhD), член Межотраслевого профессионального объединения «Оценка программ в сфере детства».
АНО «Центр социальных проектов» (Тамбов) "Опыт использования методики «Фотоголос» для оценки проекта «Живем по-настоящему»"
Дарья Шамрова «Оценка программы коррекционного образования с использованием Фотоголоса»
АНО «Партнерство каждому ребенку» (Санкт-Петербург) Как дети из семей в трудной жизненной ситуации воспринимают и оценивают процесс и результаты оказания их семье поддерживающих услуг: оценка при помощи “Цифровых историй жизни”
Сделайте сами
БФ «Наставники детям»
Какие методы сбора историй вы выбрали и почему? (отметьте все подходящие)
☐ Метод самого большого изменения
☐ С помощью визуальных опор (календари, визуальные доски и т.д.)
☐х Традиционный устный сторителлинг (взрослый)
☐ Письменный сторителлинг (дневники)
☐х Фотоголос (подопечный)
☐ Видео-историй
☐ Через театральные постановки
Фотоголос и неструктурированное интервью для детей, потому что видим фото как проективную методику, возможность услышать «закадровую историю» через открытый вопрос ребенку. Плюс в планах у нас визуализация устных историй посредством фотовыставок. Любопытен взгляд детей, как они увидят и проинтерпретируют через фото значимость своего участия в программе.
Устное интервью для взрослых, потому что можно задать несколько фасилитирующих вопросов в целях оценки социальных результатов программы.