Обсуждение историй
Зачем обсуждать истории с благополучателями?
На этом этапе благополучатели могут сделать важный вклад в оценку, даже если не участвовали активно в формулировании вопросов, сборе или анализе историй.
- Они могут откликнуться, узнают ли себя и улучшения в своей жизни (социальные результаты) в «отражении» обобщенных результатов историй.
- Они могут сформулировать рекомендации по итогам оценки. Мы можем слышать рекомендации по изменению программы в индивидуальных историях. Но не стоит их воплощать, пока мы не убедимся, что они актуальны или хотя бы приемлемы для большинства благополучателей. Спорные рекомендации можно доработать на общем обсуждении.
- С ними можно договориться о дальнейшем развитии культуры сторителлинга в организации.
- Они могут получить дополнительную пользу: получить признание своих навыков или хороший опыт взаимодействия друг с другом (если совместно обсуждаются истории родителей / наставников и подростков).
Как организовать обсуждение историй?
- Детально пропишите сценарий с четким таймингом. Сформулируйте ожидания от встречи – если такое обсуждение проводится в первый раз, расскажите, какого участия вы ожидаете, и что встреча может дать самим участникам.
- Выберите ведущих и распределите роли ведущих. Удобно, когда ведущих два: один может сосредоточиться на сценарии встречи, а другой – делать записи или уделять внимание поддержке участников, которым она необходима. Иногда надо пригласить внешнего фасилитатора, например, это позволит сотрудникам организации участвовать во встрече наравне с родителями, а не из экспертной позиции. Иногда важнее, чтобы ведущие были хорошо знакомы благополучателям.
- Продумайте «тональность» мероприятия: от неформального чаепития до стратегической сессии. Если у вас есть традиционные клубные встречи, возможно, обсуждение историй получится ненавязчиво встроить в них.
- Убедитесь, что среди приглашенных есть активные благополучатели, которые создадут динамику дискуссии.
- Придумайте активности, которые помогут сначала настроиться на обсуждение, а потом – оживлять его (детям и подросткам точно нужны элементы игры и визуальные опоры). Если рассказчиками были родители и дети, то стоит включить активности на соотнесение их историй. Хорошее завершение встречи – рассказывание недавних историй о «маленьких победах».
- Подготовьте распечатки или флип-чарты с выводами и заготовками для рекомендаций по итогам оценки. Предложите благополучателям дополнить или изменить их.
Сторителлинг для оценки программ по шагам: от сбора данных до вопросов бюджетирования
Спикер: Дарья Шамрова – эксперт в области управления социальной работой, оценки программ, создания среды дружественной детям, исследователь в области социальных изменений. Кандидат наук в социальной работе (PhD), член Межотраслевого профессионального объединения «Оценка программ в сфере детства».
Подростки как эксперты опыта и «стратегическое самораскрытие» как способ делиться историями для социальных изменений (по материалам Youth MOVE National и Pathways to Positive Futures)
Как вы планируете использовать собранные истории для отчетности, программных изменений, организационных изменений, для вашей работы вовне организации в сообществе и среди других профессионалов?
БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам»
Собранные истории помогут нам повысить доказательность практики «Сопровождение замещающих семей», которая уже размещена в Смартеке (https://smarteka.com/practices/ustojcivaa-sema-kompleksnoe-soprovozdenie-zamesausih-semej-s-vysokim-riskom-semejnoj-i-socialnoj-dezadaptacii). На данный момент оценка проекта включает сбор обратной связи от благополучателей, а также экспертную оценку специалистов. Сбор историй, как дополнительный метод, поможет нам придерживаться принципа триангуляции, а также позволит выявить ранее недоступные для анализа результаты. В наших планах – описание в доказательном подходе практики проекта «Близкие люди». Результаты проекта «Сторителлинг» будут использованы в этой работе. Также мы будем включать все полученные результаты в годовой отчет, использовать в грантовых заявках; публиковать истории, их элементы, результаты исследования в различных источниках, включая рецензируемые журналы и соцсети Фонда; использовать полученные результаты для обсуждения с сотрудниками Фонда для профилактики их эмоционального выгорания; использовать результаты исследования для внесения изменений в работу проектов (при необходимости). Реализация данного проекта позволит нам расширить формат вовлечения благополучателей в оценку проектов.