Как собирать обратную связь от благополучателей и вовлечь их в поддержку миссии
Главная / Сторителлинг и оценка / Этапы оценки методом сторителлинга / Формирование выборки /

Формирование выборки

Какое количество участников необходимо?

Сторителлинг, как и все качественные методы, не предъявляет требований к объему выборки. Чтобы понять, что историй достаточно для обоснованных выводов, можно ориентироваться на критерий насыщения – когда каждая следующая история перестает добавлять новую значимую информацию.

Если все-таки нужно заранее определиться с количеством участников, можно обратиться к практическому опыту коллег:

  • Специалисты по прикладным исследованиям для разработки услуг совместно с клиентами (customer development) рекомендуют сегментировать целевую аудиторию на подгруппы и исходить из правила «5 респондентов на 1 подгруппу».
  • Bath University рекомендует ориентироваться на 24 интервью, исходя из своего опыта насыщения информации и практических соображений (выполнимо командой из 2 исследователей за неделю, удобно делится на разного размера подгруппы: 2*12, 3*8, 4*6).

До какой степени и каким образом стоит сегментировать благополучателей?

Общее основание для сегментации

Аргументы «за» и «против»

Однородность или влияние на разные группы

Нужно начать с анализа того, с какими группами благополучателей вы работаете. Если у вас есть благополучатели с низким риском к ухудшению благополучия, средним риском и высоким риском, то важно ли вам услышать истории всех участников или только тех, кто до сих пор находится в группе высокого риска? Если у вас разновозрастная группа благополучателей, есть ли у вас гипотезы о том, что возраст создает между ними различия?

Типичные или экстремальные случаи

Когда мы принимаем решение о выборе рассказчиков среди типичных благополучателей, мы получаем усредненное понимание ситуации, общую картину. Мы выбираем экстремальные случаи среди рассказчиков, когда хотим узнать о факторах, приводящих к ярким успехам или неудачам.

Какой тип выборки использовать?

Тип выборки

Характеристики выборки

Целевая критериальная

 

Фокус на определенной группе рассказчиков, например, «подростки 12–14 лет, проживающие в Калининграде».

Целевую критериальную выборку можно «усилить» через рандомизацию историй благополучателей, отвечающих критериям. Такая выборка будет считаться целевой случайной.

Квотная 

Неслучайная выборка, в которой все группы благополучателей пропорционально представлены, например, «50% старших и 50% младших подростков, как в составе нашей типичной тренинговой группы».

Выборка с использованием техники “снежный ком”

Выборка, в которую каждый новый респондент приглашает своих знакомых. Помогает для оценки программ, которые предоставляют разовые или кризисные услуги.

Стихийная

«Выбор без выбора», когда истории собирают от тех респондентов, кого удалось привлечь, например, по принципу удобства или на основе их собственной инициативы

Такие выборки не могут быть репрезентативными. Ваша задача – сделать их прозрачными, то есть описать выборку таким образом, чтобы логика включения в нее была понятна всем, кто читает истории или отчет об оценке.

Видеоурок

Сторителлинг для оценки программ по шагам: от этики до инструментария

Спикер: Дарья Шамрова – эксперт в области управления социальной работой, оценки программ, создания среды дружественной детям, исследователь в области социальных изменений. Кандидат наук в социальной работе (PhD), член Межотраслевого профессионального объединения «Оценка программ в сфере детства».

Скачайте задание из рабочей тетради

Как это сделали коллеги

 

Подписка на рассылку
Подписаться

Отправляя заявку, я соглашаюсь на обработку персональных данных, а также соглашаюсь с политикой обработки персональных данных