Формирование выборки
Какое количество участников необходимо?
Сторителлинг, как и все качественные методы, не предъявляет требований к объему выборки. Чтобы понять, что историй достаточно для обоснованных выводов, можно ориентироваться на критерий насыщения – когда каждая следующая история перестает добавлять новую значимую информацию.
Если все-таки нужно заранее определиться с количеством участников, можно обратиться к практическому опыту коллег:
- Специалисты по прикладным исследованиям для разработки услуг совместно с клиентами (customer development) рекомендуют сегментировать целевую аудиторию на подгруппы и исходить из правила «5 респондентов на 1 подгруппу».
- Bath University рекомендует ориентироваться на 24 интервью, исходя из своего опыта насыщения информации и практических соображений (выполнимо командой из 2 исследователей за неделю, удобно делится на разного размера подгруппы: 2*12, 3*8, 4*6).
До какой степени и каким образом стоит сегментировать благополучателей?
Общее основание для сегментации |
Аргументы «за» и «против» |
Однородность или влияние на разные группы |
Нужно начать с анализа того, с какими группами благополучателей вы работаете. Если у вас есть благополучатели с низким риском к ухудшению благополучия, средним риском и высоким риском, то важно ли вам услышать истории всех участников или только тех, кто до сих пор находится в группе высокого риска? Если у вас разновозрастная группа благополучателей, есть ли у вас гипотезы о том, что возраст создает между ними различия? |
Типичные или экстремальные случаи |
Когда мы принимаем решение о выборе рассказчиков среди типичных благополучателей, мы получаем усредненное понимание ситуации, общую картину. Мы выбираем экстремальные случаи среди рассказчиков, когда хотим узнать о факторах, приводящих к ярким успехам или неудачам. |
Какой тип выборки использовать?
Тип выборки |
Характеристики выборки |
Целевая критериальная
|
Фокус на определенной группе рассказчиков, например, «подростки 12–14 лет, проживающие в Калининграде». |
Целевую критериальную выборку можно «усилить» через рандомизацию историй благополучателей, отвечающих критериям. Такая выборка будет считаться целевой случайной. |
|
Квотная |
Неслучайная выборка, в которой все группы благополучателей пропорционально представлены, например, «50% старших и 50% младших подростков, как в составе нашей типичной тренинговой группы». |
Выборка с использованием техники “снежный ком” |
Выборка, в которую каждый новый респондент приглашает своих знакомых. Помогает для оценки программ, которые предоставляют разовые или кризисные услуги. |
Стихийная |
«Выбор без выбора», когда истории собирают от тех респондентов, кого удалось привлечь, например, по принципу удобства или на основе их собственной инициативы |
Такие выборки не могут быть репрезентативными. Ваша задача – сделать их прозрачными, то есть описать выборку таким образом, чтобы логика включения в нее была понятна всем, кто читает истории или отчет об оценке. |
Сторителлинг для оценки программ по шагам: от этики до инструментария
Спикер: Дарья Шамрова – эксперт в области управления социальной работой, оценки программ, создания среды дружественной детям, исследователь в области социальных изменений. Кандидат наук в социальной работе (PhD), член Межотраслевого профессионального объединения «Оценка программ в сфере детства».
АНО «Наука и образование»
Выбранные критерии |
Пояснения |
По интенсивности участия в программе |
Программа включает в себя 16 занятий, подростки встречаются еженедельно, за исключением праздников и официальных выходных. Мы будем обращать внимание на количество занятий, которые посетили подростки, чтобы понимать каков «порог» интенсивности занятий необходимых для того, чтобы социальный результат был ощутимым для подростков. Такие данные будут пилотными и будут в дальнейшем проверятся с помощью количественных данных. |
По принципу экстремальности (истории успеха или провалов) |
Основной план для нас – это вовлечь подростков, которые прошли программу (истории успеха).10 подростков и 10 родителей будут выбраны среди тех, кто успешно прошел весь курс по программе. Мы понимаем, что это повлияет на истории – они будут более позитивные, чем типичные истории. Это связано с нашей реалистичной оценкой того доступа, который мы имеем к подросткам в программе и их родителям/опекунам. В случае, если мы не сможем набрать достаточно количество рассказчиков в этой категории, мы готовы будет попробовать привлечь подростков, для которых эта программа не сработала. При этом мы понимаем, что это повлияет на оценочные вопросы, поставленные для этого проекта по сторителлингу. |
Другое: По времени в программе |
Программа рассчитана на полгода, поэтому все рассказчики историй будут в программе как минимум 6 месяцев на момент сбора историй. Возможно, что будут привлечены рассказчики из предыдущих циклов программы. В этих случаях в историях будет включена информация о времени с момента окончания программы. Ориентировочно, мы предполагаем, что подростки, выпустившиеся из программы в течение прошлого года, должны быть способны рассказать истории о программе. Такой подход позволит нам набрать нужное количество рассказчиков-подростков, у которых есть родители/опекуны, готовые рассказывать истории, и обогатит наши данные историями с более продленным результатом. |
Другое: Родители рассказчики будут отбираться по принципу доступности |
Когда мы отберем детей-рассказчиков, мы обратимся к их родителям с просьбой об участие в сторителлинге. В некоторых случаях, если будет невозможным набрать 10 пар родитель-ребенок мы будем ориентироваться на другие родителей, у которых есть время. |