Маркетинг клиента в проектах социального воздействия: соответствие спроса и предложения
6 апреля в рамках 8 международной конференции «Социальный маркетинг и КСО» АНО "Эволюция и Филантропия" провела секцию «Маркетинг клиента в проектах социального воздействия». Это мероприятие явилось продолжением проекта "Вовлекай!", который мы реализовывали в 2020 году для того, чтобы определить существующие практики, запрос организаций сферы детства и барьеры, стоящие на пути более активного вовлечения благополучателей.
В самом начале разговора Ольга Евдокимова обозначила вопросы для обсуждения на встрече:
- Каким образом и зачем активизировать спрос на профессиональные социальные услуги? Что и кто может быть драйвером и барьером для такого роста?
- Стоимость профессиональных социальных услуг и кто может/должен платить за них? Готов ли клиент/благополучатель платить за социальные услуги? Готовы ли организации к оказанию платных услуг? Взаимосвязь вовлеченности благополучателя и готовности платить.
- Достаточно ли сформировано предложение со стороны профессиональных акторов, участвующих в социальных преобразованиях? Как проверить качество и результативность профессиональной социальной услуги?
- Какая должна быть инфраструктура для развития профессиональных социальных услуг? Какова роль профессиональных сообществ для активизации спроса и роста качества предложения на услуги?
Первым спикером была Т. Арчакова (эксперт, БДФ Виктория), которая представила обзор практик НКО и гос.учреждений в сфере детства по вовлечению благополучателей:
В частности, Татьяна представила рамку вовлеченности благополучателей и прокомментировала выводы, которые получились в результате реализации проекта "Вовлекай!" относительно того, как происходит вовлечение в российских организациях. Несмотря на то, что проект вызвал большой интерес со стороны НКО , все же систематические процессы вовлечения благополучателей в поддержку миссии отсутствуют в большинстве организаций. По мнению участников встречи, нужно нарабатывать больше практического опыта в этом вопросе.
Презентация Т.Арчаковой по ссылке.
Ю.Богданова (старший менеджер КСО, КПМГ) выступила в с презентацией «Путь клиента (Client journey) в социальных программах, на примере программы «Уверенное начало»». Юлия рассказала, как устроена Программа, что представляет собой пусть клиента, почему вовлечение клиентов жизненно важно для ее успешной реализации и что для этого делается. В заключение Юлия ответила на вопросы, озвученные в начале встречи:
Презентация Юлии Богдановой по ссылке.
И. Ширшова, руководитель направления «Инклюзивная среда» БФ Сбербанка «Вклад в будущее»), представила клиентский путь в технологии жизненного цикла трудоустройства молодых людей с низкими стартовыми возможностями на примере программы "Все получится". Инна рассказала о применении метода дизайн-мышления для тиражирования практики трудоустройства.
Инна заметила, что формирование субъектной позиции молодых людей , то есть активизация их вовлечения, является ключевой опорной точкой программы. Отдельная задача при разработке подходов к масштабированию практики была связана как с формированием сообщества помогающих специалистов, а также с с разработкой IT-решений для управления программой.
Презентация И.Ширшовой по ссылке.
С. Строганова (БФ «Арифметика Добра», руководитель клуба приемных семей) рассказала о том, как выстраивается системная работа при взаимодействии с приемными семьями. Светлана представила различные форматы вовлечения приемных родителей, о сложностях и рисках при этом возникающих, а также поделилась планами по развитию процессов вовлечения благополучателей.
Презентация Светланы Строгановой по ссылке.
Кейс БФ "Арифметика Добра" о вовлечении приемных родителей.
Последним спикером была Эльвира Гарифулина, руководитель программы, Фонд Тимченко), которая представила опыт Фонда Тимченко по развитию доказательного подхода для практик сферы детства. В частности, Эльвира представила опыт применения Стандарта доказательных практик и формирования партнерского Банка доказательных практик в сфере детства
Эльвира отдельно остановилась на том, что дает применение Стандарта самими организациями и финансирующими сторонами, а также поделилась планами по поводу развития Банка доказательных практик.
Презентация Э.Гарифулиной по ссылке.
После выступления спикеров, Ольга Евдокимова попросила участников ответить на вопрос о стоимости достижения социальных результатов. Юлия Богданова отметила, что были в рамках программы были сделаны значительные инвестиции в повышение компетенций специалистов и очень важно, чтобы специалисты продолжали работать в Программе как можно дольше. Следовательно, встает вопрос о мотивации этих специалистов. Инна Ширшова, отвечая на вопрос о стоимости социального результата, обозначила это как точку роста для программы, так как точный подсчет стоимости связан , во многом, с продолжительностью работы с молодыми людьми, и необходимостью более четкой сегментацией целевой группы. Эльвира Гарифулина еще раз подчеркнула, что первым шагом, до определения стоимости социальных изменений, необходимо научиться измерять эти результаты.
Благодарим все спикеров, участников мероприятия, а также организаторов конференции за возможность обсуждения темы.