Как собирать обратную связь от благополучателей и вовлечь их в поддержку миссии
Главная / Новости / Тренды: партисипаторный грантмейкинг в НКО

Тренды: партисипаторный грантмейкинг в НКО

01.08.2022
Тренды: партисипаторный грантмейкинг в НКО

В мае 2022 года Центр развития филантропии Благотворительного фонда Владимира Потанина выпустил дайджест для представителей грантодающих организаций и НКО, заинтересованных в изучении и внедрении практик соучастной деятельности. В дайджесте отмечается, что в последние годы так называемый партисипаторный, или соучастный подход в распределении грантовых средств активно развивается в России.

Партисипаторный грантмейкинг, или PGM-подход (от англ. Participatory grantmaking) возник в середине XX века, в частности, в архитектуре. Постепенно такой подход распространился и на другие сферы, в том числе на инициативное (партисипаторное) бюджетирование, когда жители определенного муниципалитета могут решать, на какие проекты идут средства из муниципального бюджета. То же самое касается и социальной сферы, когда целевая аудитория подключается к обсуждению социальных вопросов. Например, когда фонды, поддерживающие людей с инвалидностью, вовлекают своих благополучателей в деятельность организации, включая финансирование проектов.

В последнее время партисипаторный подход стал активно развиваться и в грантмейкинге. Например, в экспертные советы, принимающие решение о выделении финансирования, приглашаются разные заинтересованные стороны: независимые эксперты, представители донорской организации, властей и даже благополучателей. 

Многие крупные российские грантодающие фонды привлекают к принятию решений по итогам грантового конкурса внешних экспертов, потому что хотят получить разностороннюю оценку и понять, как эффективнее решать социальные проблемы.

«Вовлечение, сбор обратной связи, как минимум, увеличит знания о том, какую пользу принесут гранты тем, кому они предназначены. С другой стороны, нужно понимать, что вовлечение может быть разных уровней, начиная с информирования и заканчивая полным контролем со стороны грантополучателей. Когда мы говорим про партисипаторный грантмейкинг, мы должны смотреть, о каком уровне вовлечения идет речь», — говорит Ольга Евдокимова, директор АНО «Эволюция и филантропия».

По мнению Ольги Евдокимовой, на каждом уровне есть свои плюсы и минусы, свои риски и ограничения, а реальная эффективность зависит от массы деталей, например, от того, какова стратегия грантмейкинга, на какую целевую группу она рассчитана, какова предметная область финансирования.

«Нельзя сказать, что если в организации будет партисипаторный грантмейкинг, то ваши гранты будут максимально эффективными. Если информация будет правильно собираться и обрабатываться, то, наверное, она принесет пользу», — уточняет директор «Эволюции и филантропии».

Подробнее о тренде партисипаторного грантмейкинга читайте в материле Агентства социальной информации.

Подписка на рассылку
Подписаться

Отправляя заявку, я соглашаюсь на обработку персональных данных, а также соглашаюсь с политикой обработки персональных данных