Как собирать обратную связь от благополучателей и вовлечь их в поддержку миссии
Главная / Новости / Утвержден аналитический отчет по проекту «Поддержка миссии СО НКО сферы детства: развитие родительских сообществ»

Утвержден аналитический отчет по проекту «Поддержка миссии СО НКО сферы детства: развитие родительских сообществ»

31.03.2023
Утвержден аналитический отчет по проекту «Поддержка миссии СО НКО сферы детства: развитие родительских сообществ»

Утвержден аналитический отчет по проекту «Поддержка миссии СО НКО сферы детства: развитие родительских сообществ», который АНО «Эволюция и Филантропия» реализовала при поддержке Фонда президентских грантов в период с 1 февраля 2022 по 31 января 2023.

Проект был направлен на активизацию вовлечения родительских сообществ в поддержку миссии и деятельности НКО сферы детства, что является важным условием повышения востребованности и качества предоставляемых услуг, укрепления доверия к организациям, роста их устойчивости и эффективности.

Задачи проекта:

  • Повысить мотивацию и компетенции специалистов НКО сферы детства по вопросам вовлечения родителей в поддержку миссии и деятельности организации (онлайн-семинары; тематические площадки; доступ к инструментарию и технологиям);
  • Обеспечить организации сферы детства профессиональными инструментами, подходами и поддержкой для развития родительских сообществ и оценке их эффективности;
  • Оказать индивидуальную методическую поддержку НКО сферы детства ( конкурсный отбор) по внедрению практик вовлечения родителей (фандрайзинг; вовлечение в дизайн услуг на основе эффективной обратной связи);
  • Популяризовать в профессиональном сообществе (НКО, госучреждения, доноры, представители органов власти, СМИ и пр.) тему развития родительских сообществ для поддержки миссии и деятельности НКО сферы детства.

Целевые группы проекта:

  • Специалисты сферы детства;
  • НКО сферы детства — 2 тематические группы : работающие с: приемными семьями и c семьями с особыми детьми;
  • Родители — благополучатели НКО сферы детства (опосредовано, через НКО — участников проекта).

Фактические количественные результаты проекта.

Наименование показателя Достигнутый результат
Общее количество специалистов организаций сферы детства, вовлеченных в различные активности проекта 366
Количество благополучателей НКО — участников проекта (родители), вовлеченных в различные активности проекта 294
Количество методических и дискуссионных мероприятий 16
Аудитория информационных и методических продуктов, публичных мероприятий проекта (в т.ч. за счет публикации на ключевых федеральных информационных ресурсах – журнал «Филантроп», «Семья и детство», «Милосердие.ru») 2877
Количество организаций, которым оказывается индивидуальная методическая поддержка 12
Методические и аналитические материалы, кейсы, инструменты, технологии собранные и размещенные в онлайн-базе 60
Процент специалистов (из участников проекта), отметивших рост мотивации и компетенций по тематике проекта 78
Количество публикаций и рассылок, в том числе на крупных информационных ресурсах   233

Для определения качественных результатов была проведена внешняя и внутренняя оценка.

  1. В организациях-участниках проекта наблюдается рост мотивации, уверенности и компетенций специалистов в сфере эффективного вовлечения родителей. Процент специалистов-участников проекта, отметивших рост мотивации и компетенций по тематике проекта составил 78,2%
  2. В сопровождаемых НКО стало более активным вовлечение родителей по направлениям — фандрайзинг, вовлечение родителей в дизайн услуг/сбор обратной связи. На более активное вовлечение родителей в оказание услуг (и в работу организации в целом) указывают данные о непосредственном повышении активности родителей (с точки зрения как сотрудников НКО, так и родителей). Наличие актива («ядра сообщества») и лидеров. По данным итогового анонимного анкетирования, сотрудники НКО преимущественно согласны с тем, что у них сложилось ядро родительского сообщества.
  3. В организациях, получавших индивидуальное сопровождение, вырос уровень лояльности родителей. Более половины родителей уже так или иначе помогают НКО, благополучателями которой являются, и 87% планирует делать это в будущем. Активные родители осознают необходимость овладения новыми навыками для активного участия в жизни сообщества.
  4. Увеличился доступ к методической базе за счет новых материалов в онлайн-базе «Слушай с пользой!», что подтверждается данными Яндекс-метрики ( более 20 тыс. просмотров за проектный период). 40,6% респондентов анонимного опроса среди сотрудников НКО оценили как сильно выраженное изменение «расширение доступа к методической базе по развитию родительских сообществ».
  5. Для роста заинтересованности в теме среди более широкой аудитории были сделаны публикации в СМИ.

Проект был уникальным для целевой группы. В рамках индивидуальной поддержки НКО были разработаны уникальные и инновационные продукты — планы развития родительских сообществ, карты пути родителей как участников сообществ. Уникальная база знаний «Слушай с Пользой» пополнилась новыми инструментами и материалами.

Основные достигнутые качественные результаты реализации проекта (оценка полученного социального эффекта)

Цель проекта была сформулирована как долгосрочная — создание культуры и инфраструктуры эффективного вовлечения родителей в поддержку миссии и деятельности СО НКО сферы детства. Подробно о достигнутых результатах см. в Отчете об оценке проекта. Что касается устойчивости результата, то по данным анонимного анкетирования, проведенного среди участников проекта, у более трети организаций (37,5%) есть и планы и ресурсы для реализации активностей в родительском сообществе, а почти у 2/3 (56,3%) есть планы и готовность искать ресурсы, которых пока нет. По данным финального анкетирования родителей, в планах у родителей – более высокий уровень активности. В ответах на вопрос «Скажите, пожалуйста, в дальнейшем планируете ли Вы продолжать участвовать в деятельности Фонда в роли волонтера/ благотворителя/ фандрайзера/ равного консультанта? Если да, то в какой роли?» наиболее популярным оказался вариант помощи в роли «равного консультанта» (45%); в роли волонтеров в перспективе себя видят 34% опрошенных, в роли благотворителя – 25%, а в роли фандрайзера – 16%. Только 13% родителей затруднились с ответом. Проект как в целом, так и ключевыми его составляющими был уникальным для целевой группы. В рамках индивидуальной поддержки НКО, были разработаны уникальные и инновационные продукты — планы развития родительских сообществ, карты пути родителей как участников сообществ. Уникальная база знаний «Слушай с Пользой» пополнилась новыми инструментами и материалами. Оценивать социальный эффект проекта ввиду его коротких сроков реализации не представляется целесообразным. Была проведена оценка потребностей участников (анкетирование) на входе, промежуточная оценка результатов (анализ реализации планов; сбор обратной связи; анализ статистики посещений мероприятий; фокус-группа и анонимное анкетирование) и в конце финальная внешняя оценка проекта ( интервью, анонимное анкетирование специалистов и анкетирование родителей; анализ кейсов).

Незапланированные позитивные результаты:

  1. Несколько участников подошли к проекту как дополнительной возможности профилактики эмоционального выгорания сотрудников и/или снижения его негативного влияния на деятельность НКО.
  2. Внедрение в практику новых IT-инструментов для фасилитации групповых онлайн-дискуссий (в частности, Miro) и для более широкого круга задач визуализации (например, для построения логической модели проекта).
  3. БОльший чем ожидалось интерес к базе знаний «Слушай с Пользой!» более 20 тыс. просмотров за год).

Недостатки выявленные в ходе реализации проекта

Участники проекта обозначили ряд сложностей и/или недостатков проекта ( подробнее см. отчет об оценке проекта):

  1. Относительно высокая трудозатратность / ресурсоемкость проекта для участников / организации
  2. Коммуникационные сложности: непонимание объема нагрузки и «правил игры».
  3. Проблема, которая возникла у некоторых участников из-за сбоев в коммуникации на старте и в процессе проекта, и которую стоит рассмотреть отдельно – это проблема с адекватным обеспечением командной работы: ситуации, когда организация не знала, кого из сотрудников надо привлечь к той или иной встрече, или не смогла сориентироваться, кого привлекать из имеющихся специалистов.
  4. Узкие временные рамки достижения результатов, ожидаемых от родительских сообществ в организациях-участников. Дискомфорт и спешка из-за значимой ресурсоемкости и жестких дедлайнов (небольшой длительности) проекта, которые, предположительно могут транслироваться родителям и снижать их готовность участвовать в жизни сообщества в своем темпе. Необходимо принять какие-то меры, чтобы не «передавить» активность приемных родителей своей.
  5. Единичные моменты, на которые обратили внимание участники проекта в отношении содержания семинаров и тренингов: не удалось полностью освоить инструментарий, пользуются упрощенной версией (но с сохранением идеи ориентироваться на мнение родителей); не хватало фокуса на специфике родительских сообществ (надо отметить, что создание методических продуктов в сфере развития именно родительских сообществ – задача данного проекта); организационно-технические сложности. 6. Активность с родителями частично пришлась на летние отпускные месяца.

Общие выводы по результатам реализации проекта, сведения об устойчивости (продолжении) деятельности, которая осуществлялась при реализации проекта

К ключевым факторам успешной реализации проекта можно отнести следующее:

  • Выбор «правильных» участников проекта для индивидуального сопровождения. Организация должна быть ресурсна, обладать достаточным кадровым потенциалом, и мотивирована. В организации должно быть либо ядро родительского сообщества или хотя бы не менее 45-ти активных родителей.
  • Работать по направлению « фандрайзинг» можно только с теми НКО, у которых есть уже относительно устойчивое ядро родительского сообщества и штатные фандрайзеры.
  • При планировании необходимо учитывать летние месяцы как отпускной период, в июле-августе родители не активны. — Если есть возможность, проект должен быть длительностью не менее 1,5 лет.
  • Необходимо планировать больше активностей с самими родителями-лидерами сообществ.
  • Интенсивность индивидуального сопровождения/курирования НКО-участников проекта, система отчетности должна тщательно согласовываться с руководителем организации.

Влияние проекта на развитие нашей организации. Проект способствовал развитию содержательных компетенций в области создания сообществ вообще, и в области развития сообществ среди благополучателей сферы детства; наработаны определенные компетенции по организации стратегических сессий с участием благополучателей; по разработке карт пути благополучателей как клиентов и доноров. Была доработана база знаний «Слушай с Пользой!» и в 2 раза увеличилось число ее просмотров, что может указывать на рост ее востребованности. Появились новые партнерства, в том числе, проект «Глобальный диалог». В планах создание партнерского онлайн-курса по развитию родительских сообществ в организациях сферы детства; организация номинации «за вовлечение благополучателей в фандрайзинг» в рамках премии Ассоциации фандрайзеров «Золотой кот»; разработка специализированного курса по вовлечению благополучателей-родителей в фандрайзинг; продвижение методической базы знаний «Слушай с Пользой!».

С текстом отчета вы можете ознакомиться по ссылке.

Подписка на рассылку
Подписаться

Отправляя заявку, я соглашаюсь на обработку персональных данных, а также соглашаюсь с политикой обработки персональных данных