Как собирать обратную связь от благополучателей и вовлечь их в поддержку миссии
Главная / Новости / Опубликованы результаты отчета об оценке проекта «Больше историй»

Опубликованы результаты отчета об оценке проекта «Больше историй»

21.06.2024
Опубликованы результаты отчета об оценке проекта «Больше историй»

Представляем результаты отчета об оценке проекта «Больше историй».

Сроки реализации проекта (исследуемый период): 01.07.2023-30.06.2024

Цель проекта – расширить применение практик вовлечения благополучателей в деятельность НКО сферы детства.

Задачи

  • Повысить мотивацию и компетенции специалистов НКО по вопросам вовлечения благополучателей в свою деятельность, использования практик сторителлинга как оценки с участием благополучателей.
  • Обеспечить реальные кейсы по вовлечению благополучателей в оценку, использования сторителлинга в оценке через оказание комплексной индивидуальной методической поддержки НКО (конкурсный набор).
  • Обеспечить для НКО доступность инструментов (кейсы, инструментарий, пошаговые руководства) и подходов по вовлечению благополучателей в оценку, использование сторителлинга в оценке.
  • Популяризовать в профессиональном сообществе (НКО, органы власти, доноры, СМИ и пр.) тему вовлечения благополучателей в свою деятельность, в т.ч. в оценку.

Проект «Больше историй» призван способствовать тому, чтобы НКО сферы детства активнее вовлекали благополучателей (детей/подростков/молодых взрослых от 10 до 23 лет, а также их родителей или законных представителей) в свою деятельность, проводили оценку с участием благополучателей, научились на системной основе слушать и слышать их голос (сторителлинг), совместно обсуждать результаты оценки и идеи по улучшению социальных программ. В рамках проекта мы обеспечиваем бесплатный доступ к уникальному специализированному курсу МГППУ по организации участия детей в принятии решений; проведение серии методических вебинаров и мастер-классов по теме использования сторителлинга как метода вовлечения благополучателей в оценку программ и даем возможность получить комплексную индивидуальную поддержку “под ключ” организациям сферы детства, выбранным на конкурсной основе.

Широкий пул сформированных партнерств позволяет рассматривать преимущества и ограничения сторителлинга для разных организационных процессов и стейкхолдеров, а совместные публичные мероприятия федерального масштаба с участием представителей органов власти (Аппарат Уполномоченного по правам ребенка) и научного сообщества (МГППУ) способствуют популяризации темы и росту культуры и механизмов вовлечения благополучателей сферы детства в принятие решений. Таким образом планируется развитие поддерживающей среды для более активного и масштабного внедрения этих практик в деятельность НКО.

Проект реализовывался АНО «Эволюция и Филантропия» при поддержке Фонда президентских грантов.

Автор отчета: Арчакова Татьяна, член Ассоциации специалистов по оценке программ и политик (АСОПП), член Межотраслевого профессионального сообщества «Оценка программ и проектов в сфере детства», директор АНО «Дирижабль».

Основные выводы отчета об оценке проекта

У сотрудников НКО – благополучателей проекта повысился уровень информированности, компетенции и мотивация использовать сторителлинг в оценке своих программ и проектов, вовлекать благополучателей в принятие решений. Эти социальные результаты достигались во всех форматах проекта (курс МГППУ, курс вебинаров, индивидуальное сопровождение НКО), в отношении всех этих результатов прослеживается связь с реальной практикой специалистов-благополучателей.

  • Участники КПК «Организация участия детей в принятии решений, касающихся их жизни» оценили рост своей информированности, мотивации и компетенций по вовлечению детей на 8-10 баллов.
  • Участники курса методических вебинаров по сторителлингу продемонстрировали значительный прирост уровня информированности по тесту знаний: до курса результаты теста распределялись в диапазоне от 5 до 13 баллов, а после – от 10 до 17, и 4 участника набрали максимальный балл. Большинство участников по итогам курса запланировали практические шаги по применению полученных знаний, например, включить сторителлинг в оценку конкретного проекта или применить IT-инструменты для расшифровки интервью.
  • У сотрудников НКО на индивидуальном сопровождении повысился уровень компетенций и мотивации в сферах вовлечения родителей и использования сторителлинга: по данным анкетирования, 91,3% считает, что в следующий раз смогут самостоятельно собирать истории у детей; у 91% укрепилась уверенность в важности встреч для обсуждения своей работы с благополучателями.  В интервью они рассказывали о широком круге новых компетенций, которые они и их коллеги освоили в ходе проекта.  

Благополучатели – родители и дети получили новые навыки, вырос их лидерский потенциал и повысилась мотивация. Большинство родителей (82%) увидели свое влияние на работу организации через сторителлинг и обсуждение историй. По 39% детей и родителей уверены, что хотели бы участвовать в аналогичных проектах или в жизни НКО в целом. В закрытых вопросах дети сравнительно редко выбирали вариант «Не знаю», им удавалось сформулировать свое отношение к процессу и результатам участия. В анкетах обратной связи и на фасилитационных встречах они отмечали, что у них повысились навыки самопрезентации и самоанализа («Говорить о себе и анализировать себя и свои достижения»), коммуникации («Общаться и понимать людей») и появился опыт, когда их мнение учитывалось («Мне понравилось, что мое мнение учитывают, хотя я не взрослая»).

Родители отмечали, что рассказывание историй и фасилитационные встречи помогли отрефлексировать изменения в себе самом и в отношениях с ребенком («Возможность проанализировать себя и взаимоотношения с подопечным, возможность поделиться с интересующимися»), а также осмыслить пройденный путь («Концентрированное подведение итогов приёмного родительства»). Рост их включенности отмечали внешние фасилитаторы и сотрудники НКО.

Результат достигнут в значительной степени для обеих подгрупп благополучателей: родителей и детей.

Организациям в целом удалось успешно апробировать формат участия детей в оценке (если ранее его не было) или повысить вовлеченность детей (перейти от анкетирования –  к историям и их обсуждению), а также повысить вовлеченность родителей с разным уровнем активности на старте проекта.

У НКО – участников проекта повысился уровень зрелости процессов МиО в отношении сбора обратной связи от благополучателей (в том числе, от «сложных» категорий) и триангуляции источников данных МиО (количественных и качественных). Участники индивидуального сопровождения также повысили уровень доказательности своих программ: получили результаты оценки с участием внешних экспертов; разработали, дополнили или верифицировали логические модели своих программ; пополнили или доработали инструментарий для мониторинга. Им удалось в значительной степени расширить применение практик вовлечения благополучателей в свою деятельность, в том числе внедрить в регулярную практику новые для себя форматы вовлечения детей.

Незапланированными позитивными результатами проекта стали: развитие проектного и оценочного потенциала команд НКО, укрепление взаимодействия между НКО, а также возможность решать конкретные задачи по укреплению отношений с благополучателями. В некоторых организациях выраженность запланированного результата (интенсивность участия благополучателей) оказалась выше ожидаемой. Негативных незапланированных результатов не обнаружено.

Для дальнейшего развития темы сторителлинга в оценке программ в сфере детства участники проекта предложили:

  • Углубленно обсуждать методологические вопросы использования сторителлинга в оценке (как совместить истории, которые благополучатель рассказывает о своем целостном опыте, и потребность НКО в ответах на оценочные вопросы о конкретных проектах и услугах; как разграничить сторителлинг и глубинные интервью, как принять аргументированное решение об использовании сторителлинга и др.).
  • Попробовать применить разные виды сторителлинга: фото- и видеоголос, календарь историй и другие
  • Научиться использовать сторителлинг для разных целевых групп; в т.ч. как готовить «равных» интервьюеров, как использовать сторителлинг в команде сотрудников НКО
  • Углубленное развитие навыков, важных для сторителлинга, в том числе навыки интервьюирования, с акцентом на особенности диалога со сложными группами детей (дети с РАС, подростки с низкой стартовой мотивацией); использования IT-инструментария для обработки данных (в том числе, обучение этому в формате практикумов); анализа данных – как самостоятельно, так и с т.з. постановки технического задания внешним аналитикам
  • Построить модель компетенций, необходимых для проведения оценки методом сторителлинга, на основе которой организации смогут выбирать внешних оценщиков для этой задач

Видео с публичным представлением отчета:

Ссылки на видео: youtube / rutube.

Полный текст отчета доступен по ссылке.

Подписка на рассылку
Подписаться

Отправляя заявку, я соглашаюсь на обработку персональных данных, а также соглашаюсь с политикой обработки персональных данных