Как собирать обратную связь от благополучателей и вовлечь их в поддержку миссии
Главная / Новости / 26 марта прошла третья рабочая встреча участников проекта «Больше историй: продолжение»

26 марта прошла третья рабочая встреча участников проекта «Больше историй: продолжение»

31.03.2025
26 марта прошла третья рабочая встреча участников проекта «Больше историй: продолжение»

Задачи встречи

Третья рабочая встреча проекта «Больше историй: продолжение» была направлена на углубление понимания теоретических и практических аспектов использования методологии сторителлинга в оценке социальных проектов. Основные задачи встречи включали:

— Теоретический обзор. Ольга Евдокимова провела обзор теоретических основ сторителлинга и его применения в оценке программ.

— Групповая работа. Участники работали в группах для обсуждения практических аспектов применения сторителлинга в своих проектах.

— Планы дальнейшей работы. Участники обсуждали общие методологические вопросы, связанные с использованием сторителлинга.

Ольга Евдокимова акцентировала следующие аспекты:

1. Теоретико-методологические основы сторителлинга

— Различие между «историями» и «нарративами»: 

Подчеркнула, что сторителлинг – это нарративная методология, где «история» становится «нарративом» только при структурированном анализе, позволяющем извлекать смыслы для оценки. В отличие от пиар-сторителлинга, здесь требуется строгая структура с элементами: контекст, ключевые события, рефлексия изменений. 

— Типология нарративов: 

Провела различия между индивидуальными и коллективными нарративами, отметила, что в предыдущих проектах коллективные форматы не использовались из-за сложности координации, но призвала участников экспериментировать.

2. Практические требования к сбору данных

— Структура нарратива: 

Указала на необходимость использования опорных материалов для детей и подростков (визуальные подсказки, карточки с вопросами). Для взрослых респондентов опоры рекомендованы только в случае «эмоционально сложных» тем. 

 — Выборка и репрезентативность: 

  Акцентировала внимание на принципе «насыщения выборки»: сбор историй продолжается, пока новые данные не перестают давать уникальные смыслы.

3. Этические и организационные аспекты

— Работа с несовершеннолетними: 

  Напомнила про обязательное оформление:

  — Информированного согласия родителей (даже для подростков старше 14 лет).

  — Соглашений о конфиденциальности с указанием целей использования данных.

  — Возможности для респондентов отозвать свои истории после транскрибации.

4. Роли сборщиков историй: 

  Предупредила о конфликте интересов, если психологи/педагоги одновременно являются кураторами программ и сборщиками данных. Рекомендовала привлекать внешних интервьюеров или проводить «слепой» анализ.

— Рабочая тетрадь как инструмент: 

  Показала пример заполнения раздела «Цель вовлечения респондентов».

Итоги групповой работы

В групповой работе участники обсуждали следующие темы:

1. Определение проекта и респондентов. Участники обсуждали выбор проектов и определение респондентов для сбора историй.

2. Выборка и вовлечение респондентов. Было обсуждено, что выборка должна быть репрезентативной, и важно вовлекать респондентов на разных этапах, включая формулировку вопросов и обсуждение результатов.

3. Метод сбора историй. Большинство групп склонялись к традиционному устному сторителлингу с опорами для детей и подростков, но некоторые рассматривали альтернативные форматы, такие как фото или календарь жизненных историй.

4. Анализ данных и представление результатов. Участники обсуждали важность анализа данных и представления результатов в понятной форме, например, через карты смыслов или другие визуальные инструменты.

Общие методологические вопросы

Участники поднимали следующие общие методологические вопросы:

1. Целеполагание и выбор сторителлинга. Зачем именно сторителлинг?

Какие истории собираются на входе и выходе проекта?

2. Сбор историй. Могут ли сами психологи собирать истории? Зачем собирать истории не с благополучателями?

3. Продолжительность проектов. В какие проекты по длительности лучше встраивается сторителлинг (недели, месяцы, годы)?

4. Вовлечение респондентов. На каком этапе можно вовлекать благополучателей в оценку методом сторителлинга?

5. Использование сторителлинга как основного метода. Можно ли использовать сторителлинг как основной метод оценки?

6. Этические границы. Как использовать материалы рефлексии подростков? Можно ли записывать и использовать эти материалы для анализа?

7. Определение темы для подростков. Как помочь подросткам определиться с тем, о чем они рассказывают, если для них все программы — часть общего процесса?

8. Рейтинг оценочных вопросов. Если вопросов много, как их рейтинговать, чтобы сфокусироваться на самых реалистичных и значимых для практики?

Эти вопросы отражают основные методологические проблемы и задачи, с которыми сталкиваются участники при использовании сторителлинга в оценке социальных проектов.

Подписка на рассылку
Подписаться

Отправляя заявку, я соглашаюсь на обработку персональных данных, а также соглашаюсь с политикой обработки персональных данных