26 марта прошла третья рабочая встреча участников проекта «Больше историй: продолжение»

Задачи встречи
Третья рабочая встреча проекта «Больше историй: продолжение» была направлена на углубление понимания теоретических и практических аспектов использования методологии сторителлинга в оценке социальных проектов. Основные задачи встречи включали:
— Теоретический обзор. Ольга Евдокимова провела обзор теоретических основ сторителлинга и его применения в оценке программ.
— Групповая работа. Участники работали в группах для обсуждения практических аспектов применения сторителлинга в своих проектах.
— Планы дальнейшей работы. Участники обсуждали общие методологические вопросы, связанные с использованием сторителлинга.
Ольга Евдокимова акцентировала следующие аспекты:
1. Теоретико-методологические основы сторителлинга
— Различие между «историями» и «нарративами»:
Подчеркнула, что сторителлинг – это нарративная методология, где «история» становится «нарративом» только при структурированном анализе, позволяющем извлекать смыслы для оценки. В отличие от пиар-сторителлинга, здесь требуется строгая структура с элементами: контекст, ключевые события, рефлексия изменений.
— Типология нарративов:
Провела различия между индивидуальными и коллективными нарративами, отметила, что в предыдущих проектах коллективные форматы не использовались из-за сложности координации, но призвала участников экспериментировать.
2. Практические требования к сбору данных
— Структура нарратива:
Указала на необходимость использования опорных материалов для детей и подростков (визуальные подсказки, карточки с вопросами). Для взрослых респондентов опоры рекомендованы только в случае «эмоционально сложных» тем.
— Выборка и репрезентативность:
Акцентировала внимание на принципе «насыщения выборки»: сбор историй продолжается, пока новые данные не перестают давать уникальные смыслы.
3. Этические и организационные аспекты
— Работа с несовершеннолетними:
Напомнила про обязательное оформление:
— Информированного согласия родителей (даже для подростков старше 14 лет).
— Соглашений о конфиденциальности с указанием целей использования данных.
— Возможности для респондентов отозвать свои истории после транскрибации.
4. Роли сборщиков историй:
Предупредила о конфликте интересов, если психологи/педагоги одновременно являются кураторами программ и сборщиками данных. Рекомендовала привлекать внешних интервьюеров или проводить «слепой» анализ.
— Рабочая тетрадь как инструмент:
Показала пример заполнения раздела «Цель вовлечения респондентов».
Итоги групповой работы
В групповой работе участники обсуждали следующие темы:
1. Определение проекта и респондентов. Участники обсуждали выбор проектов и определение респондентов для сбора историй.
2. Выборка и вовлечение респондентов. Было обсуждено, что выборка должна быть репрезентативной, и важно вовлекать респондентов на разных этапах, включая формулировку вопросов и обсуждение результатов.
3. Метод сбора историй. Большинство групп склонялись к традиционному устному сторителлингу с опорами для детей и подростков, но некоторые рассматривали альтернативные форматы, такие как фото или календарь жизненных историй.
4. Анализ данных и представление результатов. Участники обсуждали важность анализа данных и представления результатов в понятной форме, например, через карты смыслов или другие визуальные инструменты.
Общие методологические вопросы
Участники поднимали следующие общие методологические вопросы:
1. Целеполагание и выбор сторителлинга. Зачем именно сторителлинг?
Какие истории собираются на входе и выходе проекта?
2. Сбор историй. Могут ли сами психологи собирать истории? Зачем собирать истории не с благополучателями?
3. Продолжительность проектов. В какие проекты по длительности лучше встраивается сторителлинг (недели, месяцы, годы)?
4. Вовлечение респондентов. На каком этапе можно вовлекать благополучателей в оценку методом сторителлинга?
5. Использование сторителлинга как основного метода. Можно ли использовать сторителлинг как основной метод оценки?
6. Этические границы. Как использовать материалы рефлексии подростков? Можно ли записывать и использовать эти материалы для анализа?
7. Определение темы для подростков. Как помочь подросткам определиться с тем, о чем они рассказывают, если для них все программы — часть общего процесса?
8. Рейтинг оценочных вопросов. Если вопросов много, как их рейтинговать, чтобы сфокусироваться на самых реалистичных и значимых для практики?
Эти вопросы отражают основные методологические проблемы и задачи, с которыми сталкиваются участники при использовании сторителлинга в оценке социальных проектов.