Как собирать обратную связь от благополучателей и вовлечь их в поддержку миссии
Главная / Российский опыт / Полезные материалы / 6 способов сделать онлайн-опрос интересным для респондентов

6 способов сделать онлайн-опрос интересным для респондентов

6 способов сделать онлайн-опрос интересным для респондентов

Не секрет, что респонденты участвуют в опросах ради (пусть и символического) денежного вознаграждения, а не из интереса к процессу. Шаблонные формулировки, одиночный и множественный выбор, открытые вопросы – этот формат устаревает и не выдерживает конкуренции с видеоконтентом и мобильными играми. Делимся приемами, как сделать исследовательский проект интересным не только заказчику, но и респондентам. 

Используйте неформальный стиль в тексте анкеты

Большинство анкет написаны формальным стилем, чтобы избежать двойного толкования вопросов. Однако это не всегда идет на пользу. Такие формулировки требуют больше усилий и формируют впечатление снисходительных и устаревших. Чрезмерная формальность фрустрирует и наводит скуку, снижая внимание респондентов и увеличивая долю отказов.

Откажитесь не только от профессиональных терминов и аббревиатур, но и от формального стиля в пользу неформального. Замените «потреблять кофе» на «пить кофе», «намерены купить» на «планируете купить», «обслуживание» на «помощь в решении вопроса». Такие фразы проще и короче и легче воспринимаются, а значит снижают долю отказов.

 

Разнообразьте подписи диапазона шкал

Стандартизированные шкалы позволяют оценивать динамику отношения к объекту. Если такой задачи нет, допустимо слегка разнообразить шкалу. Замените «крайне негативно» на «терпеть не могу», а «крайне положительно» на «обожаю», скучный «0» можно превратить в «0, ауч!», а «10» в «10, вау!». Варианты ответа в разговорном жанре похожи на то, как мы общаемся с друзьями и близкими. Это облегчает их восприятие и делает более вовлекающими.

 

Подбадривайте респондентов по ходу опроса

Хорошо, когда рядом есть кто-то, кто подбодрит и даст толчок к действию, когда мы застряли или нам скучно. Особенно это касается респондентов, когда их просят оценить по N-балльной шкале длинный список утверждений или брендов. Станьте таким человеком для своих респондентов – поощряйте и поддерживайте их на протяжении всего опроса. 

На приветственном экране фразу «Спасибо, что согласились принять участие в нашем опросе» замените на «Да пребудет с вами сила» или «Вы – наш герой. Нас бесконечно восхищает ваше желание помогать нам становиться лучше».

Подбадривайте респондентов не только в начале, но и по ходу опроса. Скажите им, что они отлично справляются, а их ответы ценны для вас: «Полёт отличный, не сбавляйте оборотов» или «Вы уже на финишной прямой. Осталось совсем чуть-чуть».

Здесь подойдут цитаты из рекламы, фильмов, телешоу, устойчивые выражения, отсылки к актуальным событиям. При этом смысл сообщения должен быть понятен всем, включая тех, кто не знает оригинального референса. Креативность не должна мешать основной цели опроса.

 

Дайте респондентам возможность высказаться

Исследователь задает вопросы и варианты ответа, которые могут быть даны. В то время как респонденты могут обладать большей, чем у исследователя, экспертизой по теме опроса и подмечать неточные формулировки или пропущенные варианты ответа. 

Покажите респондентам, что цените их вклад и дайте возможность высказаться. Завершите анкету открытым вопросом и предложите поделиться впечатлениями или даже раскритиковать опрос. Людям приятно проявить свою компетентность и указать другим на их ошибки :)

 

Поиграйте с формулировками вопросов 

Вы можете пойти еще дальше простого и дружелюбного стиля и сделать формулировки вопросов более креативными. Например, стандартную формулировку «Пожалуйста, выберите 3 ваших любимых батончика или шоколадки из представленного ниже списка» можно превратить в «Вы можете взять в поездку любые три батончика или шоколадки бесплатно. Какие три вы выберете?». Звучит приятнее, согласитесь. 

Другой вопрос, который часто встречается в анкетах, – «Какой цвет вы выберете для этой камеры из представленного ниже списка?». Вместо этого добавьте к вариантам ответа изображения и спросите «Какие из этих фруктов/цветов/карандашей представляют ваш любимый цвет?». Если же вы счастливчик, у которого есть ресурс дизайнера, вы можете сделать изображения камеры в разных цветах для каждого варианта ответа.

В обоих случаях, несмотря на то, что креативные формулировки уводят респондента от темы опроса, конечный результат будет одинаковым до тех пор, пока вопрос схватывает суть изучаемого явления. 

 

Используйте возможности конструкторов анкет

Радиокнопки, чекбоксы и поля для ввода текста – вот три основных инструмента большинства онлайн-опросов. В то время как в онлайн-играх, к которым все пристрастились, задействуют механики свайпа, встряхивания и анимацию. Поэтому создателям анкет нужно хвататься за любую возможность, чтобы конкурировать за внимание аудитории.

Можно не просто показывать изображения, но и просить людей кликнуть на его части, которые им понравились или наоборот. Предлагать им распределить виртуальную валюту между креативами. Использовать возможности таких инструментов, как тест первого клика, парное сравнение, ранжирование, выбор и выделения области, вместо того, чтобы возвращаться к привычным вопросам с одиночным и множественным выбором. 

В попытке разнообразить анкету важно помнить о нескольких правилах:

Во-первых, качество данных всегда в приоритете. Даже самый интересный вопрос, если он не соответствует цели исследования, нужно удалять. 

Во-вторых, подумайте об аудитории. Если вы придумали интересный вопрос, но его поймет только часть аудитории, он не сработает. Кроме того, игровые вопросы, которые не относятся к теме исследования, могут сбивать с толку – не включайте элементы музыкального телешоу в опрос о качестве обслуживания в отеле.

В-третьих, выделите больше времени на пилотаж анкеты. Внимательно просмотрите комментарии, чтобы понять, нет ли в анкете вопросов, которые непонятны респондентам.

В-четвертых, не переусердствуйте с игровым форматом. Им легко увлечься, но также как формальные формулировки вгоняют в скуку, обратная ситуация тоже утомляет. Старайтесь включать игровые вопросы в меру и с конкретной целью.

Заключение

Создание анкеты в неформальном стиле требует смелости. Страшно отказываться от проверенных годами методов в пользу развлекательного формата, не достойного «серьезного исследования».

Если сомневаетесь, проведите собственный эксперимент: разделите выборку на две части, где одна группа респондентов заполняет стандартную анкету, а другая – модифицированную. После чего сравните основные метрики: время заполнения, долю отказов, качество ответов на открытые вопросы, а также общую оценку и комментарии о качестве анкеты. 

Если ресурса на проведения эксперимента пока нет, ознакомьтесь с результатами похожего исследования, проведенного социологами из США, которое мы описали в одной из наших предыдущих статей.

Оригинал материала опубликован на сайте Анкетолог.

Подписка на рассылку
Подписаться

Отправляя заявку, я соглашаюсь на обработку персональных данных, а также соглашаюсь с политикой обработки персональных данных