Сторителлинг в оценке социальных изменений: опыт и практические выводы

9 апреля прошла пятая встреча участников проекта «Больше историй: продолжение».
В начале встречи участники предыдущего проекта «Больше историй» Александр Маньшин (БФ СТ «Всё получится!»), Наталья Шкурова (БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам») и Екатерина Летавина (БФ «Дорога к дому») в малых группах представили для обсуждения свой практический опыт применения сторителлинга для оценки социальных изменений, ответили на вопросы.
Обсуждение оказалось очень ценным благодаря открытому диалогу и возможности задать вопросы коллегам. Как отметила одна из участниц: «Такие тонкости и детали, которые слышишь, формируют объёмное понимание, как этот процесс может быть организован». Важность подобных обсуждений подчеркнула и Наталья Шкурова: «Мне действительно самой, когда я училась, было бы полезно услышать вот эти вот детали опыта, о которых я сейчас могу рассказать… мы на этом и сосредоточились, на каких-то нюансах и тонкостях». Таким образом, обсуждение не только помогло участникам разобраться с конкретными задачами, но и способствовало формированию сообщества, где ценится обмен опытом и поддержка на всех этапах профессионального пути.
Вопросы по дизайну оценки
1. Роль сторителлинга в оценке изменений
Участники обсудили, насколько сторителлинг может быть инструментом для оценки изменений в жизни благополучателей. Отмечалось, что точность формулировки оценочных вопросов определяет тип анализа — индуктивный или дедуктивный. Например, важно четко различать: «Какие изменения происходят у благополучателей?» или «Происходят ли определённые изменения?»
2. Формулировка социальных результатов
Если речь идет о сложных понятиях, таких как социализация, устойчивость семьи или благополучие ребенка, их необходимо детализировать для корректной оценки и последующего анализа.
3. Выборка
Особое внимание уделялось вопросам формирования выборки. Корректная выборка критична для достоверности выводов.
4. Сопоставление количественных и качественных данных
Обсуждалась возможность сопоставления данных разных типов. Такой подход оправдан, если оба типа данных отвечают на один и тот же исследовательский вопрос.
5. Проектирование итогового отчёта
Участники рекомендовали заранее проектировать структуру итогового отчета, чтобы сбор и анализ данных были максимально целенаправленными.
Вопросы по инструментам и сбору данных
1. Информированное согласие
В процессе сбора данных важно в информированном согласии указывать только ту информацию, которая действительно необходима, чтобы не перегружать респондентов.
2. Опорные материалы для интервью
Для вовлечения подростков в процесс рассказывания историй было предложено использовать опорные материалы — карточки, которые помогают наладить доверительный диалог и разговорить собеседника.
3. Сборщики историй
Сбором историй могут заниматься как члены команды фонда, так и специально подготовленные волонтеры. Важно четко определить их роль и подготовить к этическим вопросам.
4. Работа с чувствительной информацией
Если в ходе сбора истории появляется чувствительная информация, сборщики должны знать, как правильно реагировать, чтобы не нарушить этические нормы.
5. Верификация и этика
Верификация транскриптов историй — обязательный этап, обеспечивающий достоверность данных. Этические аспекты работы с личными историями были выделены как приоритетные.
6. Состав команды
Состав команды влияет на качество сбора и последующее использование историй, в том числе для PR и коммуникации с широкой аудиторией.
В завершение встречи участники отметили, что сторителлинг не только помогает анализировать изменения, но и позволяет сделать голос благополучателя услышанным широкой общественностью. Проект «Больше историй: продолжение» продолжает объединять экспертов, стремящихся к более глубокому и этичному подходу в оценке социальных программ.